Однако надеждам польского правительства на дружбу с Германией не суждено
было осуществиться. 24 октября 1938 Риббентроп в беседе с польским
послом предложил Польше согласиться на присоединение к Германии Гданьска
и на постройку экстерриториальной железной дороги через «польский
коридор» в Восточную Пруссию. В апреле 1939 германское верховное
командование представило Гитлеру план военных действий против Польши. 28
апреля германское правительство заявило, что в связи с заключением
польско-английского соглашения о гарантиях, оно считает договор о
ненападении между Польшей и Германией утратившим силу. В то же время
советское предложение о военной помощи, сделанное 25 мая, было Польшей
отвергнуто. Также были сорваны и трехсторонние (англо-фрако-советские)
переговоры в Москве. Взамен этого между СССР и Германией 23 августа был
подписан Договор о ненападении, в секретном приложении к которому обе
договаривающие стороны разграничили сферы своих интересов в Польше по
линии рек Нарев, Висла и Сан.
Вторая мировая война. Напав на Польшу 1 сентября 1939, немецкие войска в
течение месяца оккупировали большую часть польских территорий. Англия и
Франция, несмотря на данные ими Польше гарантии, никакой помощи ей не
оказали. 17 сентября части Красной Армии вступили на территорию Западной
Украины и Западной Белоруссии, входивших в состав Польши. Вильнюс с
областью были переданы Литве. Польский президент И.Мосьницкий и
правительство перешли в Румынию, где были интернированы. 28 сентября
1939 договором О дружбе и границе была установлена новая демаркационная
линия между СССР и Германией: Люблинское воеводство и часть Варшавского
воеводства отошли в сферу влияния Германии взамен ее отказа от Литвы.
Граница прошла по лини Нарев-Буг-Сан. Польские земли были разделены
Гитлером на две части, одна из которых непосредственно вошла в состав
рейха, другая – составила так называемое «Генерал-губернаторство для
оккупированных польских провинций». Основная цель гитлеровской политики
на оккупированных польских землях заключалась в их полной германизации,
которую предполагалось осуществить путем уничтожения одной части
населения (прежде всего – евреев и цыган) и онемечивания – другой. В
Освенциме, Треблинке и Майданеке были созданы концентрационные лагеря
смерти.
Польские земли, включенные в состав Германии, были разделены на округа и
«регенции». Во главе округа стоял наместник, являвшийся одновременно
руководителем местной организации гитлеровской партии. Наместника
назначал канцлер рейха. Все население по принципу «расового отбора»
делилось на четыре группы. На этой территории было запрещено
употребление польского языка, закрыты все польские театры, газеты,
школы. Имущество поляков и евреев подлежало конфискации. В состав СССР
были включены Западная Белоруссия и Западная Украина.
Генерал-губернаторство в административном отношении в состав рейха не
входило, но считалось подвластной ему территорией. Возглавлял его
генерал-губернатор Г.Франк, которому подчинялось местное правительство
из немецких чиновников. Из польской администрации сохранились лишь
местные исполнительные органы самоуправления в городах и сельских
округах. Особое место в системе органов власти занимала полиция,
начальник которой одновременно исполнял функции комиссара рейха по делам
германизации. Для польского населения была введена трудовая повинность,
снабжение осуществлялось по карточной системе. Допускались польские
начальные и профессиональные школы. Самым тяжелым было положение евреев,
которых заключили в гетто.
30 сентября 1939 в Париже было сформировано польское правительство в
эмиграции во главе с генералом В.Сикорским. В него вошли представители
Национальной партии, ПСС и Партии труда. В декабре был создан
Национальный совет (Rada Narodowa) – совещательный орган, призванный
играть роль преемника парламента. Главной целью правительства
провозглашалось освобождение польских земель от оккупации и создание для
этой цели 100-тысячной армии на территории Франции. После поражения
Франции правительство перебралось в Лондон, а польский корпус охранял
побережье Шотландии.
На оккупированных польских территориях из подпольных групп по
распоряжению Сикорского был образован Союз вооруженной борьбы (ЗВЗ) во
главе с полковником С.Ровецким (Грот), позднее переименованный в Армию
Крайову (АК). Кроме подчиненных правительству в Польше действовали и
другие группы Сопротивления – «баррикадовцы», Революционные
рабоче-крестьянские советы и др. При активном участии Г.Димитрова в
начале 1942 на территории Польши была создана Польская рабочая партия
(ППР).
После нападения Германии на СССР отношение В.Сикорского к советскому
правительству изменилось. 30 июля 1941 в Лондоне был заключен
советско-польский договор. 14 августа было подписано соглашение о
формировании на территории СССР польской армии, а 4 декабря – Декларация
о дружбе и взаимопомощи между обеими странами. На питание,
обмундирование и вооружение армии, которую возглавил генерал В.Андерс,
советским правительством был выделен кредит в размере 65 млн. руб.
Однако в дальнейшем отношения между советским и польским правительствами
ухудшились. В 1943, когда стало известно об обнаружении захоронений
польских офицеров в Катыни, члены правительства Сикорского заявили о
необходимости провести независимое расследование с участием
Международного Красного Креста. В ответ на это Сталин обвинил польскую
сторону в «сговоре» с Гитлером и заявил о разрыве отношений с
эмиграционным правительством.
Польскому движения Сопротивления не удалось создать единый фронт борьбы
против оккупантов. В 1943–1944 в нем окончательно сложилось две
основные, противостоящие друг другу политические группировки. Одна из
них находилась под руководством лондонского правительства (которое после
гибели Сикорского возглавил С.Миколайчик) и ориентировалась на западные
державы, другая, считавшая главным союзником Польши СССР, – ППР. ППР на
базе вооруженных отрядов коммунистического подполья еще в 1942
сформировала Гвардию Людову (ГЛ), развернувшую активную борьбу с
немецкими оккупантами. На территории Польши действовала и крайне правая
вооруженная группировка – Национальные вооруженные силы (НСЗ),
рассматривавшая СССР и коммунистов в качестве «врага № 1».
1 января 1944 на конспиративном собрании в Варшаве была создана Крайова
Рада Народова (КРН), куда кроме коммунистов вошли представители Рабочей
партии польских социалистов, людовцы и беспартийные. Декретом КРН ГЛ
была преобразована в Армию Людову (Народную Армию). В то же время на
территории СССР возник Союз польских патриотов (СПП) во главе с
писательницей В.Василевской. По просьбе СПП из польских граждан была
сформирована 1-я дивизия, которой было присвоено имя Т.Костюшко. Дивизия
с октября 1943 действовала на фронте совместно с Красной Армией.
«Лондонским лагерем» 9 января было провозглашено создание на территории
Польши Совета Национального единства (РЕН). Оба правительства – КРН и
РЕН – стали формировать в Польше подпольные местные органы власти.
21 июля 1944 советские войска вместе с 1-й Польской армией вступили на
польскую территорию. 22 июля в г.Хелме был сформирован Польский комитет
национального освобождения, которое возглавил социалист
Э.Осубка-Моравский. В состав ПКНО вошли представители ППР, ППС, Народной
партии (СЛ) и Демократической партии (СД). В Манифесте комитета
лондонское правительство объявлялось самозванным и провозглашалось, что
комитет будет действовать на основе конституции 1921 Декретом КНР 1-я
Польская армия и Армия Людова были объединены в Войско Польское во главе
с генералом М.Жимерским. 26 июля между СССР и ПКНО было подписано
соглашение, в котором признавалась власть последнего на освобожденной
польской территории. Граница между СССР и польским государством
устанавливалась по «линии Керзона» с некоторыми отступлениями в пользу
Польши (Белосток и часть Беловежской пущи). В сентябре 1944 ПКНО принял
декрет, давший возможность начать проведение аграрной реформы. В
результате 1 млн. крестьянских семей бесплатно получили 6 млн. га земли.
В то же время лондонское правительство и АК, не желая передавать власть в
Польше в руки левых сил, разработали план операции «Буря», который
предусматривал по мере отступления немецких войск занятие польских
территорий силами АК и формирование там органов власти. 1 августа 1944
АК без согласования с советским командованием и командованием Войска
Польского подняла в Варшаве восстание, которое явилось героической
страницей в истории освободительной борьбы польского народа против
гитлеровских оккупантов. Восстание, длившееся 63 дня, началось в
неблагоприятных условиях. Против 15–16 тыс. немецких солдат и офицеров
сражались всего 2,5 тыс. повстанцев. Восстание было жестоко подавлено,
но сковав крупные силы гитлеровских войск, оно оказало реальную помощь
Красной армии.
31 декабря 1944 ПКНО был преобразован во Временное правительство
Польской Республики. Оно было признано СССР, Чехословакией и Югославией.
21 апреля 1945 правительство заключило с СССР договор О дружбе,
взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве.
Послевоенная Польша. Судьба послевоенной Польши была решена на Ялтинской
(февраль 1945) и Потсдамской (июль-сентябрь 1945) конференциях. В
соответствии с ялтинскими договоренностями Временное правительство в
июне 1945 было расширено за счет политиков из лондонского лагеря и
преобразовано во Временное правительство национального единства. Главой
правительства остался Э.Осубка-Моравский, а его заместителями стали
В.Гомулка (от ППР) и С.Миколайчик. По инициативе последнего в июле 1945
была создана Польская народная (крестьянская) партия. Новое
правительство вскоре было признано США, Великобританией и Францией.
По вопросу о границах на Ялтинской конференции было принято
компромиссное решение, но без участия польской стороны. Восточные
границы были определены в основном по «линии Керзона», отмечалось также,
что «Польша должна получить существенные приращения территории на
севере и западе». Де-факто западные границы Польши были установлены в
феврале 1945 по линии Одра – Ниса Лужицкая, а затем утверждены
Потсдамской конференцией. В результате Польша получила крупные морские
порты Гданьск и Щецин, а также промышленно развитые районы Силезии.
Немцы из возращенных земель подлежали переселению.
Самой крупной политической партией Польши к началу 1946 стала партия
Миколайчика – ПСЛ, насчитывавшая более 500 тыс. членов и являвшаяся
легальной оппозицией ППР и строю народной демократии. В декабре 1945
была воссоздана Партия труда (СП). ППР, I съезд которой также прошел в
декабре 1945, насчитывала 250 тыс. членов.
3 января 1946 был принят закон о национализации промышленных предприятий
с числом рабочих более 50 человек, владельцы предприятий получали
компенсацию от государства. Одновременно гарантировалось сохранение
частной собственности.
22 июля 1946, в первую годовщину опубликования Манифеста ПКНО, день 22
июля был объявлен национальным праздником Возрождения Польши. В связи с
этим был принят декрет об амнистии участников вооруженного подполья,
который дал возможность вернуться к мирной жизни 22 тыс. человек. Однако
в сентябре 1945 возникла новая организация «Свобода и независимость».
Другие вооруженные формирования также продолжали действовать.
В связи с тем, что ПСЛ отказалась от предложения ППР идти на предстоящие
выборы в сейм единых блоком из всех 6 легальных партий, началась
открытая конфронтация между ПСЛ и рабочими партиями. По инициативе ППС
27 апреля 1946 был принят закон о референдуме, который должен был
определить отношение населения к уже состоявшимся изменениям. Итоги
референдума оказались неутешительными для ПСЛ. Проиграла партия
Миколайчика и на выборах в сейм, которые состоялись 19 января 1947 По
официальным данным в выборах приняло участие 89,9% избирателей, за блок
из четырех партий (ППР, ППС, СЛ и СД) проголосовало 80,1%, за ПСЛ –
10,3%. ПСЛ пыталась опротестовать результаты выборов, заявив о их
фальсификации, но безуспешно.
На первом заседании сейма в феврале 1947 был принят закон о президенте
страны и избраны руководящие органы. Президентом стал Б.Берут,
правительство возглавил Ю.Циранкевич (ППС). 19 февраля была утверждена
Малая конституция, действовавшая до 1952 Законодательная власть по
конституции принадлежала сейму, исполнительная – президенту и
правительству. Под руководством президента действовал новый
коллегиальный орган – Государственный совет, наделенный правом
законодательной инициативы, издания декретов, осуществления контроля над
органами местной власти.
После выборов начались разногласия как в оппозиции, так и в партиях
правящего блока. Миколайчик и некоторые другие правые лидеры покинули
страну, и ПСЛ в конце 1947 перешел к политике сотрудничества с
правительством. III пленум ЦК ППР, проходивший 31 августа – 3 сентября
1948, принял резолюцию О правонационалистическом уклоне. В.Гомулка был
освобожден от обязанностей Генерального секретаря ЦК, новый курс партии
все больше стал напоминать копирование опыта советских коммунистов.
Новым Генеральным секретарем был избран Б.Берут.
В декабре 1948 состоялся объединительный съезд ППР и ППС, на котором
была образована Польская объединенная рабочая партия (ПОРП),
провозгласившая курс на построение «фундамента социализма в Польше» и
превращение Польши в индустриально-аграрную страну. Съезд также принял
Директивы по Шестилетнему плану (1950–1955), делавшие упор на
преимущественное развитие тяжелой промышленности. В 1949 Польша стала
членом Совета экономической взаимопомощи.
С 1949 в Польше стали закладываться основы политической системы,
созданной по советскому образцу. Ядром этой системы стала ПОРП, но
сохранились и некоторые элементы многопартийности. Объединенная
крестьянская партия, созданная в 1949 на съезде людовских партий, и
Демократическая партия признали руководящую роль ПОРП. Партия труда
объявила о самороспуске. В экономике стали внедряться советские методы
управления, повышения производительности труда, новая политика в деревне
предусматривала проведение коллективизации сельского хозяйства. Для
индивидуального крестьянства были введены обязательные государственные
поставки сельхозпродуктов по ценам ниже себестоимости.
В 1952 была принята новая конституция, закрепившая произошедшие в Польше
изменения. Польша стала Польской Народной Республикой.
Польская Народная Республика. Конституция, утвержденная Сеймом 22 июля
1952, закрепила социалистическую направленность общественного развития
страны и основы социалистического государственного устройства. ПНР
провозглашалась государством народной демократии, политическую основу
которого составляют советы (рады народовы) и Сейм – высший орган власти.
Сейму подчинялся коллегиальный орган – Государственный совет, пост
президента был упразднен. Признавалось существование трех экономических
укладов – социалистического (государственного и кооперативного),
мелкотоварного и частнокапиталистического.
На выборах в Сейм в октябре 1952 по новой конституции борьбы между
кандидатами не было, ПОРП и ее союзники выступали единым списком.
Распределение мест было заранее согласовано, причем более половины из
них получила ПОРП. Сейм избрал председателем Госсовета А.Завадского,
председателем Совета министров – Б.Берута.
В ходе реализации Шестилетнего плана были достигнуты определенные
успехи: построено более 500 крупных промышленных объектов, возникли
новые отрасли промышленности (автомобилестроение, судостроение). В 1952
была создана Польская Академия наук. В то же время в сельском хозяйстве
существенных улучшений не произошло. Несмотря на данные Сейму
конституцией широкие полномочия, на практике он оказался лишен
возложенных на него функций. В 1952–1955 депутаты приняли всего 11
законов, в то время как Госсовет издал 115 декретов. В обществе
насаждался культ личности Сталина.
После смерти Сталина в 1953 в различных слоях польского общества стало
нарастать критическое отношение к политике ПОРП. Партии-союзники
высказывали недовольство своим неравнозначным положением в системе
государственной власти. В прессе развернулась широкая дискуссия,
участники которой выступали против фальсификации истории Польши.
Выдвигались требования расширения полномочий сейма. В июне 1956
вспыхнула забастовка на машиностроительном заводе в Познани, к которой
присоединились и другие рабочие города. Манифестанты разгромили здание
местного комитета ПОРП, атаковали здания отделений госбезопасности и
милиции. Для подавления выступления в Познань были направлены войска.
Нарастание политического кризиса было приостановлено в октябре 1956
избранием В.Гомулки Первым секретарем ЦК ПОРП. Был провозглашен новый
курс партии – «польский путь к социализму», содержанием которого
становилась демократизация общественной жизни и децентрализация
управления экономикой. ПОРП урегулировала взаимоотношения с католической
церковью, к исполнению обязанностей примаса вернулся кардинал
С.Вышиньский, арестованный в 1953.
Однако уже в начале 60-х стал наблюдаться отход от линии октября 1956
Сейм снова стал собираться редко, в ПОРП была ограничена внутрипартийная
демократия, укрепилась централизованная система управления экономикой.
Личные негативные черты В.Гомулки, его нетерпимость, также усилили
авторитаризм власти. В 1967 была начата антисемитская кампания, которая
переросла в кампанию против интеллигенции. Студенческие митинги и
демонстрации, прошедшие в крупных городах Польши в 1968, послужили
поводом к чисткам в вузах, Академии наук и СМИ.
Пик кризиса был ознаменован декабрьскими событиями 1970. 12 декабря было
объявлено о повышении цен на основные продукты питания, что вызвало
волну недовольства в стране. 14 декабря начались забастовки на
судоверфях Гданьска и Гдыни, к которым присоединились рабочие и других
предприятий. Забастовки переросли в массовые беспорядки,
сопровождавшиеся нападениями на местные партийные комитеты и
общественные здания. Применение оружия силами порядка привело к
серьезным последствиям: 44 человека было убито и 1164 – ранены.
20 декабря 1970 на VII пленуме ЦК ПОРП было принято решение об избрании
Первым секретарем ЦК одного из лидеров технократической группировки в
польском руководстве – Э.Герека. Решение о повышении цен было отменено,
повышена зарплата низкооплачиваемым категориям рабочих и служащих. VI
съезд ПОРП, проходивший в декабре 1971, выдвинул новую стратегию
государственного развития, в основе которой лежала идея экономического
ускорения. Для этой цели предполагалось использовать иностранные
кредиты. Первоначально реализация данной программы проходила весьма
успешно. Основные инвестиции вкладывались в металлургическую
промышленность, а также в самолето- и автомобилестроение. Было начато
строительство крупнейшего металлургического комбината «Катовице», первой
польской атомной электростанции. Была проведена также реформа
административной системы, начался процесс нормализации отношений между
государством и католической церковью. Церкви возвращалась недвижимая
собственность на западных и северных польских землях.
Однако вместе с ростом национального дохода росла и внешняя
задолженность, которую не удалось погасить, как это было запланировано,
экспортом польских товаров. Ухудшение экономической конъюктуры на
внешнем рынке, рост цен на нефть негативно отразились на промышленности
страны. С 1974 в экономике появились первые признаки инфляции. Попытки
скорректировать структуру инвестиций в пользу расширения производства
средств потребления натолкнулись на сопротивление технократических
кругов.
Руководство ПОРП не смогло адекватно оценить достигнутый уровень экономического и политического развития Польши. Утверждалось, что страна вступила в период строительства развитого социализма. В первой статье обновленной в феврале 1976 конституции ПНР Польша характеризовалась как социалистическое государство. Была закреплена также руководящая роль ПОРП в обществе.
Осенью 1976 в Польше активизировались оппозиционные силы. В Польше возник Комитет защиты работников, переименованный позднее в Комитет социальной защиты (КОС – КОР). Во главе него встали Я.Куронь, А.Михник и Я.Липский. С 1978 стали создаваться независимые профсоюзы, а в сентябре 1979 была создана Конфедерация независимой Польши во главе с Л.Мочульским. В качестве цели конфедерации была провозглашена ликвидация существующего политического строя в НПР.
Политический кризис. Тяжелый и продолжительный в истории страны политический кризис охватил Польшу с лета 1980 Непосредственным поводом к нему стало решение правительства Э.Бабюха ввести с 1 июля коммерческие цены на мясо. На многих предприятиях Варшавы, Лодзи, Белостока, Познани, Гдыни и других городов вспыхнули стихийные забастовки. В Гданьске забастовали сразу 140 предприятий. Первоначально требования рабочих носили экономический характер, но после того, как забастовочное движение возглавили лидеры КОС –КОР, стали выдвигаться и политические требования (свободы печати, признания свободных профсоюзов и др.). 15 августа Э.Бабюх объявил о своей отставке. Для снятия напряженности Главный совет епископата Польши призвал к диалогу между властями и обществом. Правительство пошло на переговоры с рабочими. В конце августа – начале сентября были подписаны соответствующие соглашения с лидерами бастующих, состоялось признание независимых рабочих профсоюзов. Однако ожидаемого результата достичь не удалось, рабочие продолжали выдвигать перед правительством требования, нередко нереальные.
На VI пленуме ЦК ПОРП (сентябрь-октябрь 1980) Первым секретарем ЦК был избран Ст.Каня, поддержавший курс на гражданское согласие. В то же время произошло и организационное оформление оппозиции: в сентябре был официально зарегистрирован независимый самоуправляющийся профсоюз «Солидарность» во главе с Л.Валенсой. Численность профсоюза стремительно росла, в него вступали и члены ПОРП. Постепенно профсоюз превращался в массовую политическую организацию.
В феврале 1981 главой правительства стал генерал В.Ярузельский. Для урегулирования взаимоотношений с «Солидарностью» был создан специальный комитет во главе с М.Раковским. Однако руководство профсоюза сохранило курс на конфронтацию с правительством. Чтобы вырвать у правительства как можно больше уступок, оно путем забастовок стремилосьспровоцировать дестабилизацию общества. Забастовки дополнялись «голодными маршами» и студенческими волнениями. Проходивший в сентябре 1981 I съезд «Солидарности» провозгласил необходимость перехода к «самоуправляющейся демократической Польше». Итоги съезда и непрекращающиеся забастовки в стране вызвали серьезную тревогу в рядах ПОРП. Октябрьский 1981 пленум ЦК призвал коммунистов покинуть ряды «Солидарности» и избрал Первым секретарем В.Ярузельского, сохранившего за собой посты премьер-министра и министра национальной обороны. 31 октября Сейм ПНР осудил радикальные действия солидарности, а в ночь с 12 на 13 декабря на всей территории Польши было введено военное положение, действовавшее до июля 1983. Вся полнота власти перешла к Военному совету национального спасения под председательством Ярузельского. Радикальные лидеры «Солидарности» были интернированы.
Накануне отмены военного положения были внесены существенные изменения в Конституцию ПНР. Патриотическое движение национального возрождения, возникшее в 1982 с целью поиска путей выхода из кризиса, получило конституционное оформление в качестве платформы для сотрудничества политических партий и общественных объединений. Подчеркивалась роль единоличных крестьянских хозяйств в экономической структуре страны.
Перестройка в СССР дала новый импульс реформам в Польше. В ноябре 1985 В.Ярузельский был назначен Председателем Государственного Совета НПР, а главой правительства стал профессиональный экономист З.Месснер. Правительство взяло курс на внедрение рыночных механизмов в экономику, совершенствование системы хозрасчета и самоуправления предприятий, началась реформа системы налогообложения. Одновременно происходили изменения и в политической системе, в которую внедрялись элементы прямой демократии (консультации с общественностью, референдумы). Возросла роль представительных органов власти, прежде всего – Сейма. Активную роль в защите интересов рабочих начали играть профсоюзы. ПОРП признала существующий плюрализм польского общества и стала считаться с другими политическими силами. В сентябре 1985 была объявлена амнистия политическим заключенным и лидеры «Солидарности» вышли на свободу.
С 1987 внутреннее положение в Польше вновь начало ухудшаться. С 1 февраля 1988 цены на основные продукты питания повысились в среднем на 30%, квартплата и коммунальные услуги – на 50%. 20 августа Исполнительный комитет Всепольского соглашения профсоюзов выступил с заявлением о вотуме недоверия правительству. В этих условиях VIII пленум ЦК ПОРП (август 1988) принял решение о возобновлении диалога с оппозицией. В сентябре правительство ПНР возглавил М.Раковский, сторонник проведения демократических реформ. Состав правительства был значительно обновлен.
С 6 февраля по 5 апреля в Польше прошли заседания «круглого стола», в котором участвовали представители власти и оппозиции, прежде всего – «Солидарности». Была достигнута договоренность о реформе политической системы, профсоюзном плюрализме, проведении демократических выборов в органы власти, введении территориального самоуправления, введении рыночных отношений и конкуренции. Предполагалось упразднить Государственный совет ПНР и восстановить институт президентства, а также Сенат. Соответствующие изменения были внесены в Конституцию решением Сейма от 7 апреля 1989
В июне 1989 на выборах в Сейм и Сенат оппозиция достигла значительных успехов: ее представители получили 161 место из 460 в Сейме (по квоте) и 99 из 100 в Сенате (в результате свободных выборов). Президентом с перевесом всего на 1 голос был избран В.Ярузельский, председателем правительства стал видный деятель «Солидарности» Т.Мазовецкий. 29 декабря в польскую Конституцию были внесены изменения: отменены статьи, касающиеся руководящей роли ПОРП и социалистического строя. Вместо раздела о социально-экономическом строе появились статьи о свободе предпринимательства. Страна снова стала называться Республикой Польша (Rzeczpospolita Polska). В январе 1990 на IX съезде ПОРП объявила о прекращении своей деятельности.
Современная Польша. В декабре 1990 к власти пришли руководители «Солидарности» во главе с Л.Валенсой, который был избран президентом Польши в результате всенародного голосования во втором туре. На своей инаугурации 22 декабря он провозгласил создание Третьей Речи Посполитой (III Rzeczpospolita). Новым премьером стал Я.К.Белецкий, сторонник либеральной экономической политики.
В 1990 в Польше действовало около 100 политических партий и группировок. Левый лагерь представляли Социал-демократия Республики Польша и Польский социал-демократический союз, возникшие после прекращения деятельности ПОРП. Партии социал-демократической направленности (в том числе – ППС) к выборам 1991 объединились в «Союз демократических левых сил». Еще до президентских выборов произошел раскол в «Солидарности». Летом 1990 З.Буяк со своими сторонниками организовали «Гражданское движение – демократическое действие» (ROAD), правые создали «Соглашение Центр». Либералы (сторонники Т.Мазовецкого) объединились вокруг Демократического союза.
Выборы в парламент 1991 не принесли победу ни одной из политических партий: в сейм прошли 24 избирательных объединения и блока. Наибольшее число голосов получили Демократический союз (12,32%), Союз демократических левых сил (11,99%) и «Избирательная католическая акция» (8,98%). Также более 8% голосов избирателей получили «Гражданское согласие – центр» и Конфедерация независимой Польши. Такой расклад сил не позволил создать устойчивого большинства в парламенте и сформировать устойчивую правительственную коалицию. В 1991–1993 у власти сменилось три правительства, которые возглавляли Я.Ольшевский (декабрь 1991 – июнь 1992), В.Павляк (июнь-июль 1992), Х.Сухоцка (июль 1992 – октябрь 1993). После того, как в мае 1993 возник новый правительственный кризис, Л.Валенса распустил парламент.
Выборы 1993 проходили уже по новому закону о выборах, принятому 22 мая. В соответствии с этим законом был установлен 5% барьер для избирательных объединений и 8% – для избирательных блоков. В Сейм прошли представители шести объединений, причем убедительную победу одержали представители левых: Союз демократических левых сил (20,4%)и Польская крестьянская партия – ПСЛ (15,4%). СДЛС и ПСЛ. Последние образовали правительственную коалицию, во главе правительства встал лидер аграриев В.Павляк. На президентских выборах осенью 1995 также победил представитель левых – А.Квасьневский, набравший во втором туре 51,72% голосов избирателей. Его соперник – Л.Валенса – собрал 48,9% голосов. Однако из-за разногласий в правительственной коалиции, а также антиправительственной кампании оппозиции, обвинившей премьер-министра Ю.Олексы в сотрудничестве с советской разведкой, в период 1993–1997 также три раза менялся состав правительства.
25 мая 1997 период конституционных реформ, начавшийся в 1989, завершился принятием новой Конституции, которая была утверждена на референдуме. Конституция ограничила роль Сейма и Президента, укрепив позиции правительства. Совет министров стал главным элементом исполнительной власти, однако его программа должна получить одобрение парламентского большинства.
После поражения на выборах 1997, левые силы вновь одержали победу как на парламентских, так и на президентских выборах. Союз демократических левых сил, после самороспуска СДРП в 1999 ставший политической партией, в коалиции с Союзом труда на выборах в Сейм в сентябре 2001 набрал 41% голосов избирателей и получил 216 мест из 460. В Сенате коалиция имеет 75 мест из 100. Александр Квасьневский 8 октября 2000 вновь стал президентом Польши, победив своих соперников уже в первом туре.
В области внешней политики Польша придерживается западной ориентации, являясь основным стратегическим партнером США в Центральной Европе. В марте 1999 страна вступила в НАТО. Весной 2003 Европейский парламент в Страсбурге поддержал вступление Польши в Евросоюз.
24 октября 2005 лидер консервативной партии «Право и справедливость» Лех Качинский избран президентом Польши.