Отдых с Hiz
Понедельник, 30.12.2024, 17:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Путеводитель по странам Hiz:
|Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Бельгия [17]
Андорра [9]
Англия-Великобритания [19]
Германии [26]
Дания [10]
Италия [18]
Исландия [9]
Латвия [7]
Мальта [7]
Нидерланды [11]
Польша [11]
Словакия [7]
Финляндия [8]
Хорватия [7]
Чехия [9]
Швеция [9]
Австрия [15]
Болгария [12]
Венгрия [13]
Греция [17]
Испания [13]
Ирландия [8]
Литва [8]
Монако [9]
Норвегия [10]
Португалия [8]
Словения [7]
Франция [10]
Черногория [6]
Швейцария [9]
Эстония [5]
Статистика
Форма входа
Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » Страны Европы » Венгрия

Политика, Экономика Венгрии
ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИКА В ВЕНГРИИ

Переход к демократической системе. До 1989, когда в Венгерскую конституцию были внесены основные поправки, функции национального правительства определялись конституцией, принятой в 1949 и исправленной в 1972. Выборы в парламент, высший законодательный орган страны, проводились по законодательным округам, где некоммунисты могли выставлять свои кандидатуры от «общественных» и «экономических» групп. Хотя и существовал закон, гарантировавший выбор многих кандидатов, подавляющее большинство избиравшихся кандидатов представляли коммунистическую партию.

Однопалатный парламент избирал президентский совет в составе 20 членов, который в свою очередь избирал председателя совета – законного главу государства. Исполнительная власть возлагалась на совет министров, также избиравшийся парламентом. Глава совета, премьер-министр, был главным лицом исполнительной ветви власти. Президентский совет вносил рекомендации о назначении на посты министров, и затем их кандидатуры ставились на голосование в парламенте.

Основные поправки, принятые 23 октября 1989, изменили официальное название страны с «Народной Республики» на «Республику» Венгрия, гарантировали многопартийную систему и ввели вместо президентского совета пост президента страны. 386 членов парламента избираются каждые четыре года. В середине 1990 после более чем четырех десятилетий диктатуры были проведены свободные выборы.

Политическая система современной Венгрии. С внесением изменений в конституцию в 1989 и в августе 1990 Венгрия стала парламентской республикой. Согласно конституции, Венгерская Республика – суверенное и демократическое правовое государство, вся власть принадлежит народу, осуществляющему суверенитет непосредственно или через избираемых представителей. Отношения между тремя институтами управления – парламентом, главой государства и главой правительства – строятся на основе демократических принципов контроля и равновесия.

Однопалатный парламент – Государственное собрание – избирается по смешанной системе. 176 депутатов выбираются по одномандатным округам, 152 – по многомандатным округам на основе пропорционального представительства, 58 – на основе общего пропорционального представительства в масштабах страны. Избирательным правом пользуются граждане, начиная с 18-летнего возраста. Собрание избирает президента, премьер-министра, членов Конституционного суда, спикера национальных и этнических меньшинств, председателя Верховного суда и генерального прокурора. Важнейшие законы должны приниматься большинством в две трети, что обеспечивает права в законотворчестве и представителям оппозиции. Для внесения изменений в конституцию необходимо две трети голосов. Парламент осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти с помощью депутатских запросов и интерпелляций, а также работы парламентских комиссий.

Собрание имеет председателя, трех его заместителей и восемь секретарей. Сессии проводятся обычно с 1 февраля по 15 июня и с 1 сентября по 15 декабря. Заседания открытые и транслируются по телевидению.

Глава государства – президент Республики. Избирается парламентом сроком на пять лет и может быть переизбран на второй срок. С 4 августа 2000 этот пост занимает беспартийный Ференц Мадл, бывший министр по делам культов, который в 1995 уже выдвигал свою кандидатуру в президенты, но проиграл выборы. Родился в 1931, изучал юриспруденцию в университетах Будапешта и Страсбурга, работал референтом суда, Академии Наук, был профессором Будапештского университета. В 1990–1993 министр без портфеля, в 1993–1994 министр культуры.

Орган исполнительной власти – правительство – формирует премьер-министр, избираемый Государственным собранием.

В административном отношении Венгрия подразделяется на 19 комитатов и столицу.


Местное управление. Местное управление в Венгрии основано на деятельности местных, районных и окружных советов. В годы коммунистического правления советы в территориальных ячейках, как и общенациональный законодательный орган, избирались на пять лет. После краха коммунизма срок полномочий членов совета был сокращен до четырех лет, и члены совета стали избираться на свободных выборах. Во многих местностях был вновь введен пост мэра.

Политические партии. До 1989 почти вся политическая жизнь находилась под контролем партии коммунистов, Венгерской Социалистической рабочей партии.

Число членов коммунистической партии возросло со 100 000 в 1957 до 817 000 человек в 1989, что составляло около 10,3% взрослого населения Венгрии.

Базовыми организациями партии являлись «ячейки» или местные органы. Наиболее важным органом партии был ее центральный комитет, собиравшийся по крайней мере один раз в год на полное или пленарное заседание. Состав этого комитета избирался на общепартийном съезде, проходившем один раз в пять лет, в том же году, когда проводились выборы в новый состав парламента. Партия тщательно контролировалась секретариатом, центральным исполнительным органом коммунистической власти. Под жестким надзором генерального секретаря (до 1985 – «первого секретаря») секретари наблюдали за работой 115 000 функционеров, так же как и за работой исполнительной ветви власти.

Партию поддерживали такие организации, как Венгерский союз коммунистической молодежи (ВКСМ), пионерская организация, Отечественный народный фронт и профсоюзы. ВКСМ, объединявшая молодых людей в возрасте от 14 до 26 лет, в середине 1980-х годов насчитывала примерно 875 000. Около 95% всех учащихся в возрасте от 10 до 14 лет были пионерами, дети в возрасте от 6 до 10 лет входили в организацию «Юные барабанщики».

Коммунистическая партия была единственной законной политической партией до 1989, когда по новым законам было разрешено создание других партий. Тогда возродились довоенные Партия мелких сельских хозяев и Социал-демократическая партия. Союз свободных демократов (ССД) и Федерация молодых демократов придерживались либеральных взглядов, а Венгерский демократический форум (ВДФ), Независимая партия мелких хозяев (НПМХ) и Христианско-демократическая народная партия (ХДНП) разделяла националистические и право-центристские позиции. Коммунистическая партия распалась – большая часть ее членов покинула партию, а большинство оставшихся сформировало Венгерскую Социалистическую партию (ВСП); незначительное меньшинство образовало Венгерскую рабочую партию.

Венгерская Социалистическая партия (ВСП) – образована 6 октября 1989 в результате роспуска Венгерской социалистической рабочей партии на ее последнем XII съезде. ВСП заявила, что является не преемницей прежней ВСРП, а «демократической левой партией, адаптированной к условиям новой социально-экономической ситуации, и политической организацией, выступающей за принципы демократического социализма». В ней объединились приверженцы различных идеологических течений: социал-демократы, левые национал-популисты, социал-либералы, христианские социалисты и другие. В конце 1990-х годов в ВСП насчитывалось около 36 тысяч членов, по всей стране действовало около 2 тысяч партийных организаций. ВСП входит в Социалистический Интернационал.

На первых многопартийных парламентских выборах ВСП потерпела тяжелое поражение, набрав лишь 11% голосов. Но уже в 1994 с 33% голосами избирателей она вернулась к власти. Сформировав коалицию с либеральным Союзом свободных демократов, ВСП, несмотря на свою социал-демократическую идеологию, проводила либерально-рыночную политику и осуществляла сокращение социальных расходов. Она удерживала власть до выборов 1998, когда уступила первое место блоку Союза молодых демократов и Венгерской гражданской партии. В апреле 2002 ВСП вновь выиграла выборы в парламент, собрав 42,1% голосов и завоевав 178 из 386 мест. Правительство возглавил лидер ВСП Петер Медьеши.

Союз свободных демократов (ССД) основан в ноябре 1988 представителями будапештской интеллигенции, которые раннее принимали участие в оппозиционном движении 1970-х. Среди них были бывшие марксисты и коммунисты-реформаторы, познакомившиеся с ценностями и традициями венгерского и европейского либерализма. Наряду с этими идеями, в ССД первоначально были распространены социал-демократические и демократическо-популистские взгляды, однако они вскоре отошли на задний план, и партия выступила за проведение быстрой приватизации и рыночную «шоковую терапию» в экономике.

На выборах 1990 ССД получил более 21% голосов и стал ведущей оппозиционной партией. Набрав через 4 года 20% голосов, союз был в 1994 – 1998 партнером ВСП по правительственной коалиции, что привело его к тяжелому поражению на выборах 1998. В 2002 ССД поддержали 5,5% избирателей и он вновь вошел в правительственную коалицию во главе с ВСП.

Союз молодых демократов (СМД) создала в марте 1988 группа молодых юристов. Первоначально это было независимое молодежное политическое объединение, занимавшее радикально-либеральные и антикоммунистические позиции и активно участвовавшее в антиправительственных демонстрациях 1988–1989. В программном отношении СМД добивался создания рациональной экономики, состоящей из частного, самоуправляющегося и государственного секторов, многопартийной системы и общества, основанного на равенстве шансов. В 1990 СМД получил 9% голосов, в 1994 – 7,5%. В 1998, вступив в блок с небольшой Венгерской гражданской партией (ВГП), СМД выиграл парламентские выборы: их блок завоевал 148 из 386 мест. Лидер союза Виктор Орбан сформировал правительство, включив в него также представителей Независимой партии мелких хозяев и Венгерского демократического форума. В 2002 СМД – ВГП выступили в блоке с ВДФ, но потерпели поражение (41,1% голосов м 164 места в Государственном собрании).

Венгерский демократический форум (ВДФ) создан в сентябре 1987 как оппозиционное движение на встрече 150 представителей интеллигенции в Лакителеке под Будапештом. В учредительном заявлении предусматривалось, что будущая партия станет центристским объединением «прогрессивных сил», которое будет решать проблемы Венгрии в духе демократии и открытости. Ведущую роль в возникновении ВДФ играла не либеральная, а «национальная популистская» традиция в политической жизни Венгрии. В конечном счете, партия провозглашает опору на христианско-гуманистические, национально-прогрессивные и либеральные идеи. В партии существует и социал-либеральное крыло.

На выборах 1990 в Венгрии ВДФ выступил как партия «спокойных перемен». Он обещал сохранить покупательную способность масс, проводить открытую внешнюю политику, развивать сотрудничество со странами Европейского Сообщества, бороться с инфляцией. В вопросах приватизации партия занимала осторожную позицию. В противовес быстрой и «спонтанной» приватизации, ВДФ отстаивал «контролируемую». Эта программа получила широкую поддержку населения. ВДФ набрал около 25% голосов. Лидер партии Йожеф Анталл сформировал коалиционное правительство с участием Партии мелких хозяев (вышла из коалиции в 1992) и Христианско-демократической народной партии. В 1993–1994 правительство возглавлял новый лидер ВДФ Петер Борошш. Выборы 1994 принесли ВДФ крупное поражение: 11% голосов. В 1998 форум, имевший теперь христианско-демократическую ориентацию, откатился на пятое место в партийно-политической системе страны и принял участие в коалиционном правительстве во главе с СМД. С ним же ВДФ блокировался на выборах 2002 и, как младший партнер СМД, завоевал 24 места в парламенте.

Независимая партия мелких хозяев, сельскохозяйственных рабочих и граждан (НПМХ, известна также как Партия мелких сельских хозяев, ПМСХ) – одна из старейших венгерских политических партий, оформилась в 1929. В 1945 партия выиграла всеобщие выборы, собрав около двух третей голосов избирателей. До 1948 ПМСХ возглавляла правительство Венгрии, но затем была ликвидирована сталинистским режимом. Возобновила деятельность в конце 1988. Выступила за создание демократического правового государства – национально независимой Венгрии на основе закона, гуманизма, мира и свободы, национального достоинства, равенства шансов и социальной обеспеченности. НПМХ сильнее, чем другие партии, подчеркивала патриотическую тональность своих заявлений и делала упор на защиту интересов работников сельского хозяйства, ремесленников, мелких торговцев, кооперативов и частных предпринимателей в сельском хозяйстве и промышленности. В вопросе приватизации партии выступала за возвращение к «состоянию на 1947».

На всеобщих выборах в Венгрии в 1990 НПМХ получила около 12% голосов и вошла в коалицию с победителем – ВДФ. Однако уже в 1992 она покинула коалиционное правительство и перешла в оппозицию. В 1994 НПМХ поддержали 9% избирателей. В 1998, возглавленная популистом Иштваном Торгяном, она смогла выйти на третье место с 48 мандатами и вступила в правительственный союз с СМД. Но выборы 2002 привели к полному разгрому партии. Она смогла набрать лишь 0,8% голосов и более не представлена в Государственном собрании.

Помимо основных партий, в стране действует ряд более мелких политических объединений: Венгерская партия справедливости и жизни (крайне правая, выступает с популистских позиций против иностранного «засилья» в Венгрии, на выборах 2002 получила 4,4% голосов), Партия центра (центристская, 3,9% на выборах 2002), Венгерская рабочая партия (коммунистическая, считает себя преемником Венгерской социалистической рабочей партии, 2,8% голосов в 2002), Социал-демократическая партия (основана в январе 1989 и считает себя наследницей исторической Социал-демократической партии Венгрии, существовавшей в 1891–1948) и другие.

Судебная система. Судебная система Венгрии построена по иерархическому принципу: местные суды подчиняются районным и окружным судам, которые действуют как апелляционные суды, вплоть до Верховного суда. Приговоры по уголовным делам выносятся советами из трех членов на местном уровне и советами Верховного суда из пяти членов. В Венгрии нет суда присяжных. Члены Верховного суда выбираются национальным парламентом; другие судьи – местными законодательными органами власти.

В коммунистический период у судей были два «рабочих-советника», которые представляли «волю рабочего класса». Голоса, подававшиеся этими советниками при вынесении приговора, приравнивались к голосу судьи. Персонал прокуратуры работал как в качестве прокуроров-обвинителей, так и защитников социалистической законности. После краха коммунизма была введена судебная система западного типа (использующая элементы французской и немецкой модели).

Внешняя политика. Венгрия была членом Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), а в политическом, военном и экономическом отношении была тесно связана с Советским Союзом. В 1955 Венгрия стала членом ООН, в 1973 присоединилась к Генеральному соглашению по таможенным тарифам и торговле, а в 1982 установила отношения с банком и Международным валютным фондом. В апреле 1994 Венгрия обратилась с просьбой о включении в Европейский Союз (ЕС) и вошла в пятерку бывших коммунистических стран, составивших «первый призыв» стран, стремившихся стать членами ЕС. Она является также членом программы НАТО Партнерство во имя мира, членом Совета Европы и Центральноевропейской ассоциации свободной торговли. В июле 1997 страны НАТО пригласили Венгрию (наряду с Польшей и Чешской Республикой) стать в 1999 полным членом Североатлантического альянса. Венгерское правительство сразу же приняло приглашение и в ноябре 1997 провело всенародный референдум по этому вопросу. Более 85% принявших в нем участие проголосовали за вступление Венгрии в НАТО.

Вооруженные силы. Венгерские силы национальной обороны после резкого сокращения в 1990-х насчитывали в 1998 всего 43 300 военнослужащих. Венгрия планирует отказаться от практики призыва на длительный срок, но в 1998 около 27 500 военнообязанных все же находились в рядах армии. В 1998 сухопутные силы насчитывали 23 400 солдат (из них было призвано 17 800), военно-воздушные силы – около 11 500 (включая 5 400 призывников). Венгрия принимает активное участие в миротворческих миссиях ООН, в том числе в Хорватии/Боснии и Герцеговине, на Синайском полуострове, Кипре, в Нагорном Карабахе, Таджикистане, Грузии, на границе Ирака и Кувейта, в Мозамбике, Анголе, Либерии и Руанде.

Последние оставшиеся в Венгрии советские войска покинули страну в конце июня 1991 – незадолго до этого была официально распущена Организация Варшавского Договора. Готовясь стать членом НАТО, Венгрия в середине и конце 1990-х стремилась обеспечить перевод на западные образцы военно-воздушные силы, бронетанковые и вспомогательные части, однако из-за финансовых трудностей поставка новых вооружений происходила крайне медленно. В итоге значительное большинство вооружений в Венгрии к концу 1990-х все еще было советского производства.

Законодательным решением конца 1989 было распущено мощное 60-тысячное полувоенное объединение коммунистической партии – т.н. рабочая милиция. С этого времени общественный порядок в Венгрии поддерживается силами 2100 полицейских и 12 000 военнослужащих пограничных войск, подчиняющихся министерству внутренних дел.

ЭКОНОМИКА ВЕНГРИИ

В течение двух десятилетий после окончания Второй мировой войны Венгрия превратилась из преимущественно аграрной страны в индустриально-аграрную страну. В 1968 Венгрия приступила к проведению экономической реформы, известной под названием «новый экономический механизм». Промышленным и сельскохозяйственным предприятиям была предоставлена большая автономия в процессе производства и принятии решений о продаже и сбыте; торговля с западными странами значительно расширилась; отечественные цены все больше сближались с ценами на мировых рынках, а людям дали широкую свободу заниматься всеми видами мелкого частного бизнеса.

В 1990 Венгрия начала переход к свободной рыночной экономике. Некоторые важные экономические меры были приняты в начале 1990-х годов, однако главные реформы начались в 1995, когда министр финансов Лайош Бокрош представил свою радикальную программу.

Новое правительство приступило к внедрению рыночной экономики путем уменьшения доли государственной собственности, увеличения доли иностранных капиталов в инвестициях и снятию препятствий для освобождения рынка и введения открытой конкуренции. К 1994 доля частного сектора во внутреннем валовом продукте увеличилась до 45%, а прямые иностранные инвестиции увеличились с 200 млн. до 5 млрд. долларов. Однако резкий переход вызвал значительный бюджетный дефицит и поставил многих на грань выживания. В 1995 после введения реформ Бокроша продвижение Венгрии по пути к рыночной экономике набрало темпы. Продолжался рост иностранных инвестиций, которые составляли половину всех иностранных инвестиций в страны бывшего восточного блока. В 1995 в Венгрию было направлено более 4 млрд. долл. прямых иностранных вложений (FDI), в 1996 и 1997 3,6 млрд. долл. были инвестированы.

Национальный доход. В 1980-е годы Венгрия была единственной страной советского блока (за исключением Румынии), публиковавшей статистику национального дохода, соответствовавшую общепринятой мировой. В 1980 валовый внутренний продукт (ВВП) Венгрии – стоимость товаров и услуг, произведенных внутри страны – был приблизительно эквивалентен 20 млрд. долл. или около 2000 долл. на душу населения. В конце 1980-х годов началась стагнация ВВП, а в течение переходного периода 1990-х годов в экономике объем валового внутреннего продукта стал уменьшаться. В 1991 ВВП был на 11,9% ниже уровня 1990. К 1996 валовый национальный продукт Венгрии увеличился до эквивалента в 75 млрд. долл. (или 7500 долл. на одного человека).

В 2003 году ВВП Венгрии стал равен 139,8 триллионов долл. или 13,900 на душу населения.

Трудовые ресурсы. В послевоенный период основным структурным изменением в системе трудовых ресурсов стал переток рабочей силы из сельского хозяйства (в котором в 1949 работало более половины всех занятых страны) в промышленность. В 1949–1983 число занятых в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности возросло до 857 000, тогда как в сельском хозяйстве уменьшилось до 1 113 000 человек. Зарегистрированное в 1992 число занятых распределялось следующим образом: 29% – в промышленности; 15% – в здравоохранении, социальной инфраструктуре и культуре; 14% – в сельском и лесном хозяйстве; 13% – в торговле; и 9% – на транспорте и в сфере телекоммуникаций. Другим важным изменением в структуре занятости стало увеличение доли женщин; в 1949 они составляли только 25% занятых, но в 1994 эта цифра составила 52,8%. Соответствующая тенденция несколько замедлилась во второй половине 1990-х, в результате доля женщин в числе занятых снизилась до 49,8%.

Переход к капитализму в начале 1990-х годов вызвал резкий рост уровня безработицы: число зарегистрированных безработных увеличилось с 79 521 человека в 1990 до 657 331 человека в конце 1993. Однако начиная с 1994 процент безработицы стал медленно снижаться и достиг 10% в конце 1998.

Сельское хозяйство. 70% территории Венгрии занимают сельскохозяйственные угодья. Леса покрывают 17% территории. Главные аграрные районы страны находятся на равнинах центральной и восточной частей Венгрии.

В посткоммунистический период, начавшийся в 1990, правительство предприняло широкомасштабную программу реструктуризации и приватизации сельского хозяйства. Землевладельцам была возвращена их собственность, многие кооперативы были распущены, а их земли приватизированы. Речь шла не о том, чтобы вернуться к старому мелкоземельному сельскому хозяйству; разумным представлялся переход к смешанной системе, состоящей из частных и семейных ферм, земельных ассоциаций и реорганизованных кооперативов, основанных на долевой собственности и ориентированном на рынок производстве. Уже в 1995 только около 30,6% пригодных земель возделывались кооперативами, 17,6% находились в государственной собственности, остальная земля принадлежала частным лицам и предприятиям.

Несмотря на сильную засуху в начале 1990-х годов и трудности, связанные с переходом к рыночной экономике, сельскохозяйственные продукты продолжали оставаться важной статьей экспорта. В 1992 около 16,5% ВВП приходилось на сельское хозяйство, но объем производства основных культур уменьшился, поскольку попытки освоить новые рынки и новые методы ведения сельского хозяйства привели к неизбежному временному спаду.

В 1997 Венгрия перерабатывала 717 000 т винограда, из которых 612 т шло на изготовление вина. Производство вина в 1997 составило 394 млн. литров, примерно четвертая его часть идет на экспорт.

В то же время существенно увеличилось поголовье скота, особенно поголовья свиней. В 1997 в Венгрии было 4,93 млн. свиней, 871 000 голов крупного рогатого скота, 858 000 млн. овец и 31 млн. птицы.

Рыбное хозяйство. Рыбные пруды, снабжаемые мальками из инкубаторов, занимают более 25 300 га, т.е. 0,3 % всей территории страны. Рыба для коммерческих целей вылавливается также в Дунае и на озере Балатон. В 1992 общий улов рыбы, прежде всего карпов, составлял 20 000 т.

Лесное хозяйство.
Венгрия постепенно восстанавливала свои леса, которые в 1998 покрывали площадь более чем 1,6 млн. га, т.е. 17% всей территории страны. Ежегодно страна импортирует большое количество лесоматериалов.

Добывающая промышленность. Венгрия имеет весьма ограниченные минеральные ресурсы. Единственным полезным ископаемым, обнаруженным в значительных количествах, являются бокситы, добываемые близ озера Балатон. В 1983 Венгрия являлась седьмым в мире производителем бокситов – его было добыто 2,9 млн. т. Однако к концу 1990-х многие шахты были закрыты, и производство бокситов сократилось примерно до 1 млн. т – по сравнению с 1,7 млн. т в 1992. Возле Печа и Комло на юго-западе имеются небольшие запасы низкосортного антрацита, а в районе Будапешта – большие месторождения бурого угля (лигнита). В 1985 в Венгрии было добыто 2,6 млн. т антрацита и 21,4 млн. т бурого угля; в 1991 их производство сократилось до 1,6 млн. т антрацита и 15,3 млн. т бурого угля. Месторождения железной руды находятся в районе Мишкольца (на северо-востоке). Венгрия добывает небольшое количество нефти и природного газа со скважины в бассейне Сегеда и районе Зала на юго-западе страны. В 1998 здесь было добыто 3,5 млн. т нефти и 4,7 млрд. куб. м природного газа. В Венгрии имеется урановая руда, но все сведения о ее добыче засекречены.

Энергетика. В 1997 из общего объема потребленной энергии (1055 петаджоулей) около 69,3% ее получалось из углеводородных источников, 12,6% из угля, 10,1% из ядерной энергии, 7% из экспортируемой электроэнергии, 1,0% из древесины.

В 1997 Венгрия потребляла 37 215 мегаватт часов электроэнергии, 93% которой производилось в стране. В 1983 вступила в действие атомная электростанция в Паксе, на Дунае, к югу от Будапешта. 4 реактора в Паксе в 1997 производили 13 968 мегаватт электроэнергии, обеспечивая примерно 38% потребляемой в стране энергии в целом.

Обрабатывающая промышленность. Вплоть до 1970-х годов следовавшие один за другим пятилетние планы направляли значительную часть инвестиций в тяжелую промышленность, особенно в те ее отрасли, которые производили чугун и сталь, промышленное оборудование, грузовики и автобусы, цемент и химикаты. После введения в действие в 1968 Нового экономического механизма большее внимание стало уделяться развитию пищевой промышленности – главному источнику экспортных продаж на капиталистических рынках – и выпуску компьютеров, продукции точного машиностроения, научно-исследовательских приборов, промышленной и потребительской электроники, фармацевтических товаров, коммуникационного оборудования и потребительских товаров. Хотя большинство венгерских заводов были настолько устаревшими и неэффективными, что их продукция могла найти экспортные рынки только внутри советского блока, Венгрия к середине 1980-х годов развила современные отрасли промышленности, требовавшие высокой квалификации работников, что позволило выйти на международные рынки.

Хотя более одной пятой части национального дохода Венгрии давала обрабатывающая промышленность, тяжелая промышленность к началу 1990-х годов находилась в глубоком кризисе из-за высокого уровня производственных затрат, ограниченных запасов минеральных ресурсов, и устаревшего оборудования и механизмов. Ключевые промышленные комплексы в Дебрецене и Дьёре продолжали работать, но в традиционных металлургических центрах, подобно Дунауйварошу и Мишкольцу, стремительно возрос уровень безработицы.

Транспорт. Будапешт – центральный узел транспортной системы Венгрии, которая в 1995 включала в себя 1576 км судоходных водных путей, 69 957 км автодорог и 7635 км железных дорог (1998), из которых около 29% были электрифицированы. Будапештские аэропорты Ферихедь-1 и Ферихедь-2 обслуживают как внутренние, так и международные авиалинии.

В 1950-е годы по железным дорогам перевозились почти 80% всех грузов, а автомобилями – только 13%. К 1992 только около 41% всех грузов перевозились по железным дорогам и 40% – автомобильным транспортом. Однако железнодорожный транспорт продолжал перевозить основную массу дальних грузов. Водный транспорт особенно важен для перевозки тяжелых грузов, таких как железная руда и уголь. Исключая самую холодную часть зимы, Дунай судоходен на всем своем протяжении в Венгрии, а Тиса – до Сольнока.

Внутренняя торговля и услуги. С конца Второй мировой войны до падения коммунизма вся оптовая и почти вся розничная торговля осуществлялась фирмами, принадлежавшими государству. В 1989 почти 40 000 розничных торговых и продовольственных точек находилось в частной собственности. В 1992 их число достигло 111 513, а к 1997 – 152 000 (две трети всех магазинов).

К 1997 более четырех пятых официально зарегистрированного рынка услуг занимали частные фирмы.

Внешняя торговля и платежи. До Второй мировой войны Венгрия торговала преимущественно с европейскими странами, а на долю Советского Союза приходилось менее 1% ее торговли. В первое десятилетие после прихода коммунистов к власти около 90% внешней торговли Венгрии приходилось на страны советского блока. Основными статьями экспорта были оборудование для тяжелой промышленности, суда, локомотивы и транспортное оборудование, химикаты, текстиль, нефть и нефтепродукты, руда и продукты; импорта – станки, сельскохозяйственное оборудование, кокс, железо, хлопок, шерсть и древесина. После 1958 Венгрия расширила торговлю с Западом и странами третьего мира. К 1982 на страны советского блока приходилось 55,2% внешней торговли.

В 1980-е годы главным торговым партнером Венгрии вне советского блока стала Западная Германия. В 1992 на Германию приходилось 23,5% импорта и 27,7% экспорта; на страны-преемники бывшего Советского Союза – 16,9% импорта и 13,1% экспорта. Другими важными торговыми партнерами в начале 1990-х годов являлись Австрия и Италия. Развивались деловые отношения с США, хотя объем торговли был не столь значителен (2,9% импорта и 3,2% экспорта).

В 1995 общий объем внешней торговли Венгрии составлял 28 млрд. долл. Экспорт достиг отметки 13 млрд. долл., а импорт – 15 млрд. долл. Главные предметы экспорта – машинное и транспортное оборудование, одежда, обувь, химические продукты, лекарства, нефтепродукты, железо и сталь. Главные предметы импорта – нефть и нефтепродукты, природный газ, текстиль и изделия из него, железо и сталь, машины, средства передвижения и запасные части к ним.

До начала 1970-х годов экспорт и импорт были сбалансированы. Однако в течение 1970-х годов затраты на импорт, особенно на нефть, росли значительно быстрее, чем доходы от экспорта. Уже в 1981 Венгрия должна была экспортировать товаров на 25% больше, чтобы покрыть объем импорта. В результате образовался серьезный торговый дефицит, который был покрыт за счет иностранных займов. Они были получены почти целиком у западных банков и Международного валютного фонда, что привело к увеличению долга Венгрии с менее чем 1 млн. долл. в 1970 до 25,5 млрд. долл. в 1997.

Туризм. В 1950-е годы большинство туристов приезжало из других стран советского блока, но в 1960-е годы Венгрия стала поощрять приезд туристов из западных стран. Число таких туристов возросло с 244 000 в 1960 до 37,6 млн. в 1990 и до 40 млн. в 1996.

Венгрия – восьмая по степени притягательности страна мира. В Венгрии есть ряд курортов, которые оборудованы современными средствами физиотерапии, а озеро Балатон с его отелями и широким набором мест отдыха пользуется наибольшим вниманием туристов. Наибольшее число туристов прибывает из Румынии (в основном потому, что там есть значительное этническое венгерское меньшинство), Германии, Австрии, Югославии и республик бывшей Югославии. Число туристов из Америки достигло в 1996 390 000. В 1996 и 1997 ежегодные доходы от туризма составляли соответственно 2,2 и 2,6 млрд. долларов.

Валюта и банковское дело. Денежной единицей является форинт. До 1976 форинт имел несколько параллельных курсов обмена. Один курс был установлен относительно «твердых» валют, которыми можно было пользоваться для закупок товаров на Западе; это был так называемый «иностранный» обменный курс. Некоммерческий курс использовался для туризма и перевода денег из-за границы, а коммерческий курс – во внешней торговле и составлял половину некоммерческого курса. В 1976 иностранный обменный курс был упразднен, а в 1981 некоммерческий и коммерческий курсы были объединены.

В середине 1990-х годов большинство крупных банков Венгрии принадлежали государству. Национальный банк занимает центральное место в управлении венгерской экономикой. Кроме своих собственно банковских функций – выпуска денег и установления процентной ставки, он осуществляет руководство коммерческим банковским бизнесом, принимает вклады, предоставляет кредиты корпорациям и кооперативам на инвестирование и оборотный капитал, а также занимается внешнеторговыми сделками. Многие банки принимают основные виды кредитных карточек, но большинство потребительских сделок в Венгрии осуществляется с помощью наличных денег. Валютный резерв Венгрии в 1998 составлял 8,8 млрд. долларов.

Государственные финансы. Государственный бюджет все еще оказывает преобладающее влияние на экономику. В 1998 расходы центрального правительства составляли 56% официально утвержденного валового национального продукта (ВНП). Дефицит бюджета в 1998 составлял 2,9% ВНП, резко снизившись до этой цифры (с 8,4%) в 1994. Одна из главных целей программы Бокроша – ликвидация бюджетного дефицита.

Наибольшая часть правительственных затрат, около 40% в 1997, идет на субсидии бюджетным организациям. Примерно 24% выделяется на социальное страхование и программы помощи, 27% – на обслуживание долгов и платежи по процентам, 8,4% расходуется на субсидии государственным предприятиям, сельскому хозяйству и поддержку цен на потребительские товары. Налоговые поступления составляют примерно 14% от налога на прибыль государственных и кооперативных предприятий, 37,4% от налогов на индивидуальное потребление (дополнительное обложение предметов роскоши, акцизные сборы), 18,2% из платежей семей (налогообложение личного имущества, социальной страховки и т.д.), 13,9% из платежей бюджетных организаций, 9% из поступлений по уплате капитального долга и процентов по государственному долгу и 7,5% от налогов на приватизацию.
Категория: Венгрия | Добавил: Vates (19.07.2010)
Просмотров: 10050 | Теги: Мировые столицы, куда поехать, достопримечательности, памятники, где отдохнуть., мировая культура, необычные города | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
You need to upgrade your Flash Player or to allow javascript to enable Website menu.
Get Flash Player
Поиск по сайту
Друзья сайта
  • Hiz

  • Copyright Hiz © 2011 - 2024 by Besenen | Создать бесплатный сайт с uCoz