В 1980 президентом Исландии была впервые избрана женщина – Вигдис Финнбогадоттир (1980–1996).
Неспособность кабинета Тородсена справиться с экономическими проблемами в очередной раз привела к проведению досрочных парламентских выборов. После них образовалась новая правоцентристская правящая коалиция в составе ПН и ПП во главе с прогрессистом Стейнгримуром Херманссоном (1983–1987). Его экономическая политика повернула резко «вправо». Власти заморозили право профсоюзов на заключение коллективных договоров, приостановили действие системы повышения зарплаты в связи с ростом стоимости жизни, урезали рост зарплаты, расходы на социальное обеспечение, здравоохранение и дотации сельскому хозяйству. Альтинг утвердил приватизацию ряда государственных предприятий и налоговые льготы имущим слоям населения. После очередной девальвации кроны профсоюзы провели осенью 1984 забастовку работников государственных и муниципальных предприятий, которая длилась 4 недели. Но она не привела к реальному увеличению заработной платы и серьезно истощила профсоюзные фонды. В области внешней политики правительство Херманссона развивало связи с НАТО: оно согласилось на сооружение новых объектов, обслуживающих базу в Кеблавике, строительство новых радарных станций и т.д. Было начато строительство нового международного аэропорта, который мог использоваться НАТО. В то же время, оно в 1985 запретило вход в исландские порты и воды кораблей с ядерным оружием на борту. Альтинг единодушно объявил Исландию «безъядерной зоной», на территории которой не допускается размещение ядерного оружия.
Жесткая экономическая политика правительства позволила несколько улучшить конъюнктуру и добиться сокращения инфляции. После выборов 1987, которые привели к ослаблению позиций ПН, правящая коалиция была расширена за счет включения в ее состав социал-демократов. Премьер-министром стал член ПН Торстен Поульссон (1987–1988). Правительство сделало упор на борьбу с инфляцией и оздоровление государственных финансов, с тем, чтобы добиться ликвидации дефицита платежного и внешнеторгового баланса. Но в 1988 коалиция распалась. Прогрессист С.Херманссон возглавил левоцентристское правительство с участием ПП, СДПИ и Народного союза (1988–1991). Оно заявило о намерении повысить налоги на крупные доходы, увеличить пенсии, пособия и дотации, а также помощь рыбоперерабатывающим предприятиям. Пост министра финансов в кабинете занял лидер Народного союза Олафур Рагнар Гримссон. В результате осуществленного им плана удалось сократить уровень инфляции с 27% до 15%. В последующем ее удалось снизить еще больше.
На выборах 1991 успеха добилась оппозиционная ПН. Ее лидер Давид Оддсон сформировал правительство из представителей своей партии и социал-демократов, а после выборов 1995 – ПН и ПП. Оно удержалось у власти и после выборов в альтинг в 1999. Президентом Исландии в 1996 был избран «отец исландской стабильности» О.Гримссон.
В 1990-х Исландия разрешила некоторые споры о своих территориальных водах в ходе переговоров между Европейской ассоциацией свободной торговли и Европейским союзом. В 1994 была признана установленная Исландией рыболовная зона, но Исландия отменяла пошлины на импорт рыбопродуктов из стран ЕС и разрешила судам этих стран вылавливать до 3 тыс. т. рыбы в год. В то же время, Исландия продолжала оспаривать право судов Норвегии, Дании и Канады вести рыбный промысел на своем шельфе.
Исландия приняла меры по предотвращению перелова рыбы, который способствовал сокращению рыбных ресурсов страны. Страна сократила свой рыболовный флот, который, по оценке, на 25% превышает максимально допустимый улов.
С начала 1990-х происходил непрерывный рост экономической конъюнктуры; ВВП рос в среднем на 4,5% в год. Учетная ставка в 1997–2000 была повышена с 6,9 до 9%. Правительство сократило налоги (в том числе, подоходный – на 4%, а налог с корпораций – с 24,5 до 14%). Власти ослабили государственный контроль над экономической деятельностью посредством правительственных фондов и сделали упор на развитии механизмов свободного рынка. Продолжалась приватизация государственных компаний и их продажа частному сектору.
В 2000 появились признаки «перегрева» исландской экономики: рост сократился, безработица достигла 2%, а инфляция – 5%. В 2001 рост возобновился, но в 2002 страна вновь пострадала от мирового спада. В 2003 экономика Исландии оправилась, п инфляция сократилась до 2%.
На всеобщих выборах 2003 ПН постигла неудача. Она получила 22 места (на 4 меньше, чем в 1999). Тем не менее ей удалось сохранить власть в коалиции с ПП (12 мест). Жесткая экономическая политика правительства позволила несколько улучшить конъюнктуру и добиться сокращения инфляции. После выборов 1987, которые привели к ослаблению позиций ПН, правящая коалиция была расширена за счет включения в ее состав социал-демократов. Премьер-министром стал член ПН Торстен Поульссон (1987–1988). Правительство сделало упор на борьбу с инфляцией и оздоровление государственных финансов, с тем, чтобы добиться ликвидации дефицита платежного и внешнеторгового баланса. Но в 1988 коалиция распалась. Прогрессист С.Херманссон возглавил левоцентристское правительство с участием ПП, СДПИ и Народного союза (1988–1991). Оно заявило о намерении повысить налоги на крупные доходы, увеличить пенсии, пособия и дотации, а также помощь рыбоперерабатывающим предприятиям. Пост министра финансов в кабинете занял лидер Народного союза Олафур Рагнар Гримссон. В результате осуществленного им плана удалось сократить уровень инфляции с 27% до 15%. В последующем ее удалось снизить еще больше.
На выборах 1991 успеха добилась оппозиционная ПН. Ее лидер Давид Оддсон сформировал правительство из представителей своей партии и социал-демократов, а после выборов 1995 – ПН и ПП. Оно удержалось у власти и после выборов в альтинг в 1999. Президентом Исландии в 1996 был избран «отец исландской стабильности» О.Гримссон.
В 1990-х Исландия разрешила некоторые споры о своих территориальных водах в ходе переговоров между Европейской ассоциацией свободной торговли и Европейским союзом. В 1994 была признана установленная Исландией рыболовная зона, но Исландия отменяла пошлины на импорт рыбопродуктов из стран ЕС и разрешила судам этих стран вылавливать до 3 тыс. т. рыбы в год. В то же время, Исландия продолжала оспаривать право судов Норвегии, Дании и Канады вести рыбный промысел на своем шельфе.
Исландия приняла меры по предотвращению перелова рыбы, который способствовал сокращению рыбных ресурсов страны. Страна сократила свой рыболовный флот, который, по оценке, на 25% превышает максимально допустимый улов.
С начала 1990-х происходил непрерывный рост экономической конъюнктуры; ВВП рос в среднем на 4,5% в год. Учетная ставка в 1997–2000 была повышена с 6,9 до 9%. Правительство сократило налоги (в том числе, подоходный – на 4%, а налог с корпораций – с 24,5 до 14%). Власти ослабили государственный контроль над экономической деятельностью посредством правительственных фондов и сделали упор на развитии механизмов свободного рынка. Продолжалась приватизация государственных компаний и их продажа частному сектору.
В 2000 появились признаки «перегрева» исландской экономики: рост сократился, безработица достигла 2%, а инфляция – 5%. В 2001 рост возобновился, но в 2002 страна вновь пострадала от мирового спада. В 2003 экономика Исландии оправилась, п инфляция сократилась до 2%.
На всеобщих выборах 2003 ПН постигла неудача. Она получила 22 места (на 4 меньше, чем в 1999). Тем не менее ей удалось сохранить власть в коалиции с ПП (12 мест).