Достопримечательности: Берлинский кинофестиваль, Октоберфест, музеи, замок Нойшванштайн, Кельнский собор
БЕРЛИНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ
Берлинский кинофестиваль - это один из самых известных в мире кинофорумов, имеющий богатую историю и традиции. Туристы, посещающие Германию во время фестиваля, стараются не упустить возможность попасть на его мероприятия, а многие любители кино специально приезжают в Германию на Берлинский кинофестиваль из разных стран мира, чтобы окунуться в его удивительную бурлящую атмосферу.
Берлинский фестиваль, или как иногда его называют, Берлинале, уверенно заявляет о себе, как о витрине немецкого кино. Все новинки, даже если они и не получили высоких наград, попадают в поле зрения критиков, продюсеров и просто ценителей кинематографа. Наряду с этим, на Берлинский фестиваль везут свои фильмы режиссёры из Европы, Азии, Латинской Америки и других регионов, что всегда делает его важным международным событием. На Берлинале существует и целый ряд интересных проектов, которых нет на других кинофорумах - например, Talent Campus, который собирает в рамках фестиваля 500 молодых кинематографистов со всего мира. Для специалистов Берлинский кинофестиваль является вторым по значению после Каннского фестиваля, для многих любителей кино это мнение является спорным, поскольку именно Берлинале с его феерической и демократичной атмосферой (в отличие от подчёркнутого духа аристократизма и избранности Канн) они считают центральным событием европейской кинематографии.
Многие из известных фильмов последних лет стали таковыми во многом благодаря Берлинскому кинофестивалю - это, в частности, "Беги, Лола, беги", "Good Bye, Lenin", "Нигде в Африке", "Лютер", "Тиль Ойленшпигель" (самый дорогой анимационный фильм немецкого кинематографа). Успех на Берлинале автоматически делает фильм объектом интереса зрителей, а его создателей и актёров - центральными фигурами статей, телепередач и различных мероприятий. Поэтому попасть в число участников очень престижно, хотя и довольно трудно, благодаря системе предварительного отбора фильмов.
На кинофестивале 2007 года лучшей работой жюри признало китайскую ленту "Свадьба Туи" режиссера Вань Кань-Яня, удостоенную "Золотого медведя".
"Серебряного медведя" получил актерский ансамбль фильма "Добрый пастух" Роберта де Ниро. В триллере о спецслужбах играют Мэтт Деймон, Анджелина Джоли, а также немецкая актриса Мартина Гедек. Действие разворачивается в годы Второй мировой войны. Деймон играет молодого выпускника Йельского университета, которого вербует ЦРУ. Анджелина Джоли выступила в роли подруги главного героя.
Статистика последнего Берлинского кинофестиваля: 15000 посетителей из 76 стран мира, 3500 журналистов из всех ведущих мировых средств массовой информации. Вручение главной награды фестиваля, которая называется "Золотой медведь", транслировалось во многих странах. Один из зарубежных гостей шутливо назвал Берлинский кинофестиваль "кинематографическим Октоберфестом" по аналогии с самым знаменитым немецким праздником. Действительно, такой раскованной и одновременно динамичной рабочей атмосферы нет на других кинофорумах. Фильмы, приглянувшиеся кинопрокатчикам из разных стран мира, тут же становятся объектом контрактов на право показа, что позволяет создателям фильмов быстро находить дорогу к широкому кругу зрителей. Ну а гостей фестиваля всегда ждут незабываемые эмоции и впечатления - приезжайте на Берлинский кинофестиваль и убедитесь в этом сами!
ОКТОБЕРФЕСТ
Вряд ли среди интересующихся жизнью Германии найдется хотя бы один человек, не слышавший о знаменитом празднике Октоберфест. Давно завоевав мировое признание, этот праздник удостаивается самых разных эпитетов - как самых лестных, так и довольно ироничных. В глазах одних - это самое массовое в мире народное гуляние, для других - это немецкая национальная традиция, третьи и вовсе называют данное празденство самой грандиозной пьянкой года. Однако скорее всего Октоберфест представляет собой нечто большее - это не просто "дни пива", это часть немецкой души. Иначе трудно объяснить, почему немцы, называя эту традицию плебейской, независимо от возраста, образования, происхождения и достатка находят и деньги и время на то, чтобы в конце сентября - начале октября отправиться в Мюнхен на знаменитый Терезин луг. Сюда едут семьями, компаниями, фирмами и даже целыми стадионами после матчей. И для всех здесь находится и место, и пиво.
А начиналось все почти два века тому назад. В 1810 году будущий король Баварии Людвиг Первый 12 октября сочетался браком с принцессой Терезой Саксонской. Торжественные мероприятия проходили на большом лугу, который с той поры называется Терезиным лугом, хотя уже давно находится в центре Мюнхена. Затея всем понравилась и король распорядился проводить такие празденства ежегодно. С тех пор эта традиция никогда не нарушалась за исключением лет, когда свирепствовали эпидемии или шли войны. Один раз - в 1957 году - из-за этого праздника были даже отодвинуты на неделю выборы в парламент: политики ждали, пока народ догуляет.
Из года в год в сентябре на Терезином лугу вырастают самые настоящие пивные дворцы, которые скромно именуются палатками. Всего их четырнадцать - это филиалы немецких пивных. Общая площадь, которую занимает данный праздник, превышает 30 гектаров. Работают свыше 200 аттракционов и концертных сцен. Во всех палатках могут одновременно разместиться около 100000 человек, а число обслуживающего персонала составляет 12000 человек.
Для любителей пива здесь воистину неописуемое раздолье - так, например, знаменитая пивоварня августинцев предлагает великолепное пиво из деревянных бочек. Кстати, основную часть из пяти тысяч сортов немецкого пива и по сей день варят монахи. Шеф-повар палатки августинцев отмечен многочисленными призами, поэтому к августинцам сходятся любители хорошо закусить - благо их палатка вмещает одновременно 9500 посетителей.
Самый большой и известный дворец - филиал мюнхенской пивной "Хофбройхауз". Вместе с местами на открытом воздухе он вмещает около 10000 человек. Правда, своей популярностью "Хофбройхауз" частично обязан мрачному нацистскому прошлому - в свое время здесь выступал Гитлер. Тем не менее, англичане, новозеландцы, японцы резервируют места только в "Хофбройхауз", считая ее самой немецкой пивной.
Самая знатная публика собирается в "Кэфер шенке". Это деревянное двухэтажное здание вмещает всего 900 человек. Здесь царит атмосфера богатого загородного дома. Здесь много людей в баварских национальных костюмах - мужчины в коротких замшевых брюках и толстых ботинках с гетрами, а женщины в пышных крестьянских платьях. В отличие от других мест на Терезином лугу, здесь все сидят не на длинных скамьях за общими столами, а в уютных нишах - то есть, все в общем зале, но у каждой компании свой уголок. Музыка звучит большей частью интернациональная, равно как и еда не только баварская - жирная и обильная - но и необыкновенно разнообразная. Самое оригинальное блюдо - "зуппеншнапс", хотя оно представляет из себя и не суп, и не шнапс, а нечто мясное и весьма сложное.
Пивная "Левенброй" имеет весьма необычный зал, напоминающий внутреннюю часть бочки. Ее легко найти по огромному пятиметровому льву, возвышающемуся над зданием. Лев поднимает пивную кружку и громко рычит "Левенброй !!!".
Пивная "Жареный бык" полностью соответствует своему названию. Здесь пиво и еда абсолютно равны в правах. На глазах публики - а ее около 7000 человек - жарятся огромные куски мяса, наполняя заведение неповторимым запахом.
Пивная "Шотенхаммель" имеет репутацию молодежного заведения. Здесь собираются преимущественно студенческие компании. Здесь они делают все, чтобы подтвердить свою репутацию диких и необузданных ребят. Можно только представить здешнюю атмосферу, когда все 6000 мест заполнены.
Пивная "Винцерер френдл" отличается более спокойной, даже семейной атмосферой, которая царит здесь много лет. Многие приходят сюда с детьми, причем, по словам хозяина, те кто приходил сюда ребенком, став взрослым приходит сюда же.
Пивная "Фишер фрони" вмещает только 3500 человек, но она знаменита тем, что только здесь подают вяленую рыбу.
Пивная стрелков-арбалетчиков - самая старая на Терезином лугу. Свыше 100 лет назад они организовали на этом празднике тир и конечно же поставили рядом с ним пивную палатку. Сегодня здесь вмещаются 7500 человек. Есть и тир - 14 стендов для стрельбы из арбалета приглашают желающих проверить свою меткость.
Во всех пивных пиво подается в литровых кружках, которые называются "масами". Держат "мас" особым образом - не за ручку, а просунув руку между ручкой и самой кружкой - так меньше устает рука. Можно только подивиться силе и выносливости официанток, умудряющихся за раз поднять до 12 "масов".
Замечено, что Октоберфест оказывает на посетителей какое-то особое воздействие типа наркотического. Народ обалдевает не только от пива, но и от непрерывного шума, толкотни, дразнящих запахов. По совершенно необъяснимой традиции все забираются на скамейки и что-то орут под музыку и без нее. При этом австралийцы и новозеландцы, которых здесь любовно называют "киви", зачем-то начинают раздеваться. Позже в бюро находок отправляют не только их ботинки, но и их нижнее белье.
Кстати, в бюро находок ежегодно сдается свыше 6000 различных предметов. Целые ящики заполнены ключами, очками, часами, украшениями. Так, во время прошлого праздника в бюро находок было принесено около 100 рюкзаков, 110 мобильных телефонов, 6 обручальных колец, 680 предметов одежды. В бюро находок были также приведены 5 собак. Однако настоящей легендой стал некий канадский охотник, умудрившийся оставить в одной пивной свою сумку, в другой ботинки, а в третьей кошелек.
Ну а главные статистические показатели прошедшего в очередной раз Октоберфеста следующие: было выпито 6,5 млн. литровых кружек пива, число посетителей составило 6 млн. 300 тыс. человек! То есть, число побывавших на этом празднике больше общего числа населения многих европейских стран!
Одним словом, народ на Октоберфесте гуляет на славу. И если когда-либо у Вас представится возможность посетить этот удивительный немецкий праздник - обязательно это сделайте. Впечатления воистину незабываемы! МУЗЕИ ГЕРМАНИИ
Наиболее важными музейными центрами являются Берлин, Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Мюнхен и Кёльн. Впечатляет Остров музеев в Берлине, где расположены четыре главных музея, на реконструкцию которых после объединения Германии было потрачено около 2 млрд. долларов: Старый музей, Национальная галерея, Пергамский музей и музей им. Боде. В Национальной галерее (построенной по проекту Людвига Мис ван дер Роэ) собрана великолепная коллекция искусства 18–20 в. В Пергамском музее хранятся знаменитый Пергамский алтарь и ворота богини Иштар из Вавилона. В Берлине также имеется Еврейский музей (открыт в 1999) и Египетский музей.
Музеи в Берлине О берлинских музейных коллекциях написаны тонны книг. Бывшее собрание прусских королей во время войны было частично эвакуировано, частично его попрятали по подвалам от бомбежек, а после войны оказалось, что часть коллекции находится на Востоке, а часть – на Западе. В течение 40 с лишним лет коллекции развивались параллельно, а после воссоединения Германии были объединены. В результате получился колоссальный комплекс, который физически невозможно вместить в одно здание. Поэтому музейных центров в Берлине несколько: Остров музеев на Востоке – собрание антиков, галерея немецкой живописи; Пергамский музей монументальной архитектуры; Культурфорум на Западе – богатейшее собрание европейской живописи, гравюр, монет; Дворец Шарлоттенбург; Египетский музей (здесь хранится бюст Нефертити); Этнологический музей в Далем-Дорфе.
Музейный паспорт С этим туристическим билетом вы можете в течении 3-х дней подряд посещать всемирно известные выставки, проводимые в государственных музеях Берлина, например: в районе Берлина Митте - Старый музей, Старую национальную галерею, Музей имени Боде, музей Пергамон, Церковь «Фридрихсвердеше» (музей им. Шинкеля). В районе Берлин Тиргартен: Гамбургский вокзал – музей современного искусства, Картинная галерея, Библиотека искусств, Кабинет гравюр на меди в форуме культуры, Музей прикладного искусства и Новая национальная галерея. В районе Берлин-Шарлоттенбург: Египетский музей, коллекция Берггруен «Пикассо и его время» - галерея романтики и Музей доисторического и раннего доисторического периодов. В районе Берлин-Далем: Этнологический музей и музей европейских культур. Не включены специальные выставки. По строительным и организационным причинам некоторые части музеев или целые музеи могут быть иногда закрыты.
Цена музейного паспорта составляет примерно 12 евро, вы можете приобрести его в туристических информационных центрах Берлина.
Музеи в Мюнхене
Мюнхенские коллекции, имеющие мировую известность, расположены достаточно компактно к северу от Главного вокзала Мюнхена. Здесь в специально построенных для них в начале XIX века зданиях находятся Глиптотека (собрание античнх скульптур), Античные коллекции (архитектура, керамика, фризы), Городская галерея/Ленбаххаус (собрание работ группы «Синий всадник», авангард начала ХХ века, в т.ч. Василий Кандинский), Государственное графическое собрание и, наконец, всемирно известные Старая и Новая Пинакотеки. Старая Пинакотека, безусловно, - одно из самых обширных собраний европейской живописи в мире, она сравнима с Лувром и Эрмитажем. А всего в Мюнхене более 150 различных музеев: Египетское собрание, Музей нумизматики, музеи игрушек, охоты и рыболовства, музыкальных инструментов, моды... В Техническом музее "руками трогать разрешается", при музее открыт один из самых технически совершенных планетариев Европы, где можно "слетать" в космос.
Невозможно не упомянуть и еще один мюнхенский музей – музей концерна BMW. Он существует уже более 30 лет и представляет собой настоящую энциклопедию автомобилестроения. «Изетта», автомобиль начала ХХ века, садиться в который нужно было спереди, а не сбоку, открытый BMW 507 Roadster - любимый автомобиль Элвиса Пресли, последние модели, политика и новейшие достижения концерна BMW – все это представлено в обширнейшей экспозиции музея.
ЗАМОК НОЙШВАНШТАЙН
Нойшванштайн - это сбывшаяся наяву фантазия, замок-сказка, вознесший свои будто игрушечные башенки и галереи над лесистыми холмами в Баварских Альпах под городом Фюссеном близ австрийской границы. Он производит впечатление театральной декорации, а отчасти и является ею, поскольку создавался под деятельным руководством мюнхенского театрального художника Кристиана Янка. При этом у замка весьма внушительные размеры, да и строился он в течение семнадцати лет. Возводя этот замок, король Баварии Людвиг II стремился воплотить в его архитектуре свои представления о романтике.
Людвиг рос в расположенном неподалеку замке Хоэншвангау. Это стилизованное под средневековую крепость сооружение выстроил его отец Максимилиан II. Людвиг был страстным почитателем германской мифологии и, судя по всему, отождествлял себя с рыцарем-лебедем Лоэнгрином. Побывав на премьере одноименной оперы Рихарда Вагнера в 1838 году, он был вне себя от восторга. Когда же три года спустя в восемнадцатилетнем возрасте Людвиг унаследовал королевский трон, одним из первых его государственных деяний было приглашение композитора в Мюнхен. Теперь, обладая деньгами и властью, он стал меценатом Вагнера, заплатил за композитора все долги и пообещал учредить фестиваль для исполнения вагнеровских произведений. В своих операх Вагнер с большим размахом переносил на сцену мир немецких легенд и сказаний, стараясь увлечь зрителей драмой извечного противоборства Добра и Зла. Людвиг тем временем распорядился начать строительство сказочного замка, который во всех отношениях соответствовал бы идеалам древнего германского рыцарства. Это, равно как и другие его решения, все больше склоняло окружающих к мысли, что король повредился в рассудке и как правитель не способен смотреть на вещи здраво. Когда Людвиг был еще молод, Бисмарк публично объявил, что он вполне вменяем, хотя уже тогда бросались в глаза многие странности его поведения, манера причудливо одеваться, вообще весь образ жизни, он, к примеру, иногда целыми днями спал, а порой приглашал к себе на обед... дух Людовика XIV. Но в конце жизни его безумие было совершенно очевидно и ни у кого не вызывало сомнений.
Очевидцы и современники утверждали, что над изготовлением резной деревянной кровати для Людвига в течение четырех с половиной лет трудились пятнадцать мастеров-резчиков. Внутреннее убранство замка являет собою смесь различных архитектурно-художественных стилей, сочетание мавританских, готических и барочных элементов: тут и колонны-сталактиты, и тронный зал в декадентско-византийском духе, и певческий зал с изысканным освещением, предназначавшийся для постановок вагнеровских опер. При этом все здание было оснащено самой передовой для того времени системой отопления, на кухне функционировал водопровод с холодной и горячей водой.
КЕЛЬНСКИЙ СОБОР
В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской империи, считал нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор - и его масштабы должны были затмить все остальные храмы.
Была и другая причина для возникновения столь своеобразного замысла. Кёльнский архиепископ Райнальд фон Дассель, канцлер и военачальник императора Фридриха I Барбароссы, получил от него останки Святых волхвов, или Трёх королей, которые ранее хранились в одном из миланских монастырей. Так император отблагодарил владыку за боевую помощь при покорении Милана во время второго итальянского похода. В 1164 году Райнальд фон Дассель с триумфом ввёз реликвии в Кёльн. Для них в течение десяти лет изготавливался саркофаг из серебра, золота и драгоценных камней - рака Трёх королей, одна из самых драгоценных святынь христианства. Высокий ранг, которого Кёльн достиг в западноевропейском христианском мире благодаря обретению этих реликвий, должен был воплотиться и в соответствующем кафедральном соборе.
Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремленные ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства. Кёльнский собор стоял незаконченным каркасом, требующим едва ли не ремонта. Между хором, завершенным стеной около 1300 года, и южной башней располагался временно прикрытый неф длиной в 70 метров, а высотой лишь в 13 метров. Башни не были завершены. Только лишь 59-метровая южная башня упиралась в небо, как могучий обломок, но зато давала возможность вообразить задуманные масштабы стремящегося ввысь западного фасада с двумя башнями. Работы на южной башне были прекращены уже около 1450 года, а потом и вся строительная деятельность была полностью оставлена.
В 1842 году, после тщательных подготовительных работ, проведенных архитекторами Карлом Фридрихом Шинкелем и Эрнстом Фридрихом Цвирнером, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV дал задание завершить Кёльнский собор по первоначальным планам и 4 сентября 1842 года сам заложил первый камень. В 1862 году уже могли быть установлены стропильные фермы на продольном и поперечном нефах, в 1863-м началось строительство башен высотой 157 метров. 15 октября 1880 года в присутствии германского императора Вильгельма I состоялось празднество в связи с завершением постройки.
Однако и после этого торжества строительство продолжалось: застекляли окна, накладывали полы, и в конце концов пора было начинать отделку. В 1906 году одна из 24 больших декоративных башен, украшавших громадные башни главного фасада, рухнула; обломились и другие декоративные башни, а поврежденные места каменной кладки нужно было снова и снова приводить в порядок. После 1945 года работы начали с устранения повреждений, нанесенных бомбардировками во время Второй мировой войны. Но временная реставрационная контора стоит на площадке у собора до сих пор. Непогода и в первую очередь загрязнение окружающей среды способствовали многочисленным повреждениям и привели бы к окончательной гибели собора, если бы постоянно не принимались охранительные меры. Глава истории строительства Кёльнского собора не завершена и сегодня.