Самое крупное африканское государство расположенное в северной части континента. Здесь расположена знаменитая Сахара, которая занимает большую часть страны.
Террор - один из древнейших и
наиболее действенных способов борьбы, в том числе политической. Уходящий
век, при всех его ошибках и катаклизмах, создал беспрецедентные в
истории возможности цивилизованного достижения политических целей -
демократия, парламентаризм, официальное признание прав личности и наций.
И тем не менее на пороге XXI века мир снова и снова накрывает волна
террора.
Принципиально новая
ситуация, сложившаяся в мире после поражения коммунистической идеологии и
созданных на ее основе тоталитарных государств, вызвала необходимость
поиска новых форм отношений между странами, возникшими на их месте, и их
прежними военно-политическими и торгово-экономическими партнерами,
заметное место среди которых занимал арабский мир. Сам крах был встречен
в этом мире неоднозначно. В богатых нефтяных странах с консервативными
режимами не скрывали удовлетворения и даже радости. Так, например, на
ежегодной сессии Консультативного совета Всемирной исламской лиги,
проходившей в Мекке в январе 1992 г., в заявлении короля Саудовской
Аравии Фахда поражение коммунизма было охарактеризовано как
"благословение Аллаха". Король призвал оказать мусульманам новых
государств всестороннюю поддержку и помощь.
Лахоари Адди - профессор политической социологии
университета Орана. Он является автором монографического исследования по
проблемам политической системы в Алжире "Тупиковый путь популизма"
(1990), а также многочисленных статей по политической ситуации в Алжире,
выходивших в Алжире и Франции. В 1991-1992 гг. он стажировался в
Принстоне в рамках научной программы, посвященной ближневосточным
исследованиям.
Определенные
изменения претерпевает и
внешнеполитическая практика правящих режимов в мусульманских странах. В
отношениях между мусульманскими странами, особенно в официальной
переписке, протокольных мероприятиях, становится обязательным
использование мусульманского политического языка, религиозных ритуалов.
Сказывается это и на поведении дипломатов мусульманских стран при
контактах с представителями немусульманских стран, в частности, вносятся
изменения в дипломатический протокол, например, в том что касается
перерывов на молитву во время работы международных конференций, подачи
спиртных напитков на официальных приемах, произнесения мусульманином
фразы "Во имя Аллаха милостивого, милосердного" в начале своей речи и
т.д.
Современная система международных отношений имеет, в
основном, светский характер. Тем не менее религиозные воззрения того или
иного народа играют определенную (а иногда и весьма существенную) роль
как во внутриполитической жизни отдельных стран, так и в развитии
межгосударственных связей. Многие факты свидетельствуют о том, что в
последние десятилетия XX века в различных странах мира имеют место
усиление религиозности населения и активизация религиозных движений.
Растет число международных религиозных организаций и фондов, а также
религиозных движений, орденов, партий и сект, деятельность которых имеет
международный характер. Некоторые межнациональные и межгосударственные
конфликты носят явно религиозную окраску. Все это дает ряду аналитиков
повод сделать вывод, что религиозный фактор становится важной
составляющей международной жизни.
Фрэнсис Фукуяма (Francis
Fukuyama) - автор книги "The End of History and the Last Man", штатный
консультант корпорации "RAND" в Вашингтоне, округ Колумбия, США.
Рецензия на книгу "Новая холодная война? Религиозный национализм в
столкновении со светским государством" Марка Юргенсмейера. The New
Cold War? Religious Nationalism Confronts the Secular State by Mark
Juergensmeyer. University of California Press, 1993, 292 pp.