Определенные
изменения претерпевает и
внешнеполитическая практика правящих режимов в мусульманских странах. В
отношениях между мусульманскими странами, особенно в официальной
переписке, протокольных мероприятиях, становится обязательным
использование мусульманского политического языка, религиозных ритуалов.
Сказывается это и на поведении дипломатов мусульманских стран при
контактах с представителями немусульманских стран, в частности, вносятся
изменения в дипломатический протокол, например, в том что касается
перерывов на молитву во время работы международных конференций, подачи
спиртных напитков на официальных приемах, произнесения мусульманином
фразы "Во имя Аллаха милостивого, милосердного" в начале своей речи и
т.д.
Заметно
увеличилось число мусульманских государств, лидеры которых начинают
отдавать предпочтение (по крайней мере на словах) "мусульманскому кругу
стран" в своей внешней политике: большее внимание уделяется вопросам
координации позиций мусульманских государств, например, в ООН,
позитивнее воспринимаются инициативы, направленные на реализацию идей
исламской солидарности, активнее начинают работать уже существующие
международные межправительственные организации мусульманских государств,
прежде всего Организация Исламская конференция, и возникают новые.
В недрах
различных
правительственных и неправительственных структур разрабатываются
"исламская" теория международных отношений и "исламские" концепции
миропорядка и международной безопасности, "исламский" подход к
глобальным и региональным проблемам, концепция "исламской солидарности и
мусульманской общности", идея создания "исламских объединенных наций",
не говоря уж о нашумевшем проекте "исламской бомбы".
В
частности "исламская концепция
миропорядка", наиболее рьяными сторонниками реализации которой выступают
Иран, Ливия, Ирак и некоторые другие мусульманские государства, исходит
из того, что в новой геополитической ситуации утрачивает значение
прежнее деление мира на первый, второй и третий миры, а на первый план
выходят противоречия между развитым Севером и отсталым Югом. Авторы этой
концепции озабочены тем, что эксплуатация Соединенными Штатами в своих
целях ООН, МБРР, МВФ и других международных организаций, а также
использование эмбарго для продвижения своей идеи нового мирового порядка
вступают в противоречие с новыми направлениями геополитического
развития, с жизненными интересами многих стран мира.
Организация
Исламская Конференция
инициировала работу по формированию "Исламского экономического
порядка", разрабатывает идеи и модели "Мусульманского общего рынка"
составными элементами которого призваны стать такие учреждения, как
Исламский банк развития, Исламское агентство международной информации,
Организация исламских государств по радиовещанию, Исламская палата по
торговле, промышленности и товарообмену, Организация исламских
капиталов, Исламская ассоциация судовладельцев, Исламская ассоциация по
цементу, Союз исламских государств по телекоммуникации и др.
Вместе с
тем, было бы
преувеличением утверждать, что исламские ценности занимают первое место
среди приоритетов внешней политики всех мусульманских государств.
Например, президент АРЕ Хусни Мубарак, причисляя приоритеты египетской
внешней политики, на первое место поставил национальные интересы Египта,
на второе место - интересы арабских стан и лишь на третье место -
интересы стран мусульманского мира.6То же самое можно сказать и о многих других мусульманских
государствах. Пожалуй, лишь во внешней политике Саудовской Аравии,
арабских государств зоны Персидского залива, а также Ливии, Ирана,
Пакистана, Марокко и некоторых других мусульманских государств можно
выделить ислам в качестве сравнительно самостоятельного императива, хотя
влияние мусульманской религии на внешнюю политику каждого из
перечисленных государств имеет свою специфику. Чтобы продемонстрировать
это, остановимся на государствах, в адрес внешней политике которых чаще
всего раздаются обвинения в исламском фундаментализме: Саудовской
Аравии, Иране и Пакистане.
Если
говорить о Саудовской Аравии,
то степень влияния ислама на внешнюю политику ее правящих кругов в
разные периоды существования данного государства различна и зависит как
от международной обстановки, характера задач решаемых государством на
конкретном историческом этапе, так и от личности правителя. Создатель
государства - Абдель Азиз (Ибн Сауд) пытался получить поддержку от
Великобритании в борьбе против соперников, в том числе и против
единоверцев - турок. Большой радостью для него было признание его
государства Советским Союзом. Важнейшим достижением своей внешней
политики он считал заключение англо-саудовского договора 1927 г. Хотя
одновременно он выступил инициатором созыва в 1926 г. Конгресса
мусульманского мира в Мекке. Наиболее очевидны были религиозные мотивы в
определении позиции Абдель Азиза по палестинской проблеме.
Исламские
подходы стали более ощутимы при его преемнике - Сауде. Саудовский режим
пытается завоевать авторитет "защитника ислама". В марте 1956 г. было
подписано соглашение с Египтом и Пакистаном о создании недолго
просуществовавшего "Исламского конгресса". В 1962 г. по инициативе
Саудовской Аравии представители 43-х мусульманских государств пришли к
соглашению о создании Лиги исламского мира - международной
неправительственной организации, которая должна "сражаться против
серьезного заговора врагов ислама, стремящихся оттолкнуть мусульман от
своей религии, расстроить их единство и братство". Деятельность этой
Лиги фактически выражает политику саудовского режима.
Короли
Фейсал, Халед и Фахд
постоянно подчеркивали, что первым принципом внешней политики Саудовской
Аравии является исламская солидарность, а вторым - арабское единство.
Чтобы утвердиться в качестве единственного лидера ислама и арабизма,
саудовский режим потратил огромные суммы денег. В конце 1965 г. Фейсал
выступил с инициативой создать альянс всех мусульман мира. Эта идея
получила поддержку на совещании в верхах в Рабате в 1969 г., в котором
приняли участие 25 государств, и в 1972 г. была создана Организация
Исламская Конференция (ОИК) - первая в современной истории
мусульманского мира международная межправительственная организация
исламских государств. После войны 1973 г. Саудовская Аравия поддержала
нефтяное эмбарго и попыталась придать арабо-израильскому конфликту
исламо-израильский характер.
В целом
же саудовскую внешнюю
политику традиционно отличают значительный политический реализм и
прагматизм, чему свидетельство - устойчивые саудовско-американские
отношения, а также позиция Саудовской Аравии во время и после последнего
кризиса в зоне Персидского залива. Тем не менее, поскольку большинство
саудовских руководителей верит в то, что Саудовская Аравия обязана
"работать" на ислам, они вкладывают большие суммы в исламские институты и
в отдельные государства с мусульманским населением. Помимо оказания
помощи по правительственной линии, этим занимаются неправительственные
институты саудовского базирования, главным из которых является уже
упоминавшаяся выше Лига исламского мира. Ее бюджет формируется в
основном саудовским правительством.
Наиболее
акцентированный религиозный характер
имеет, по мнению многих, внешняя политика Исламской Республики Иран.
Интерпретация ислама имамом Хомейни служит идейной основой для
внешнеполитических решений иранского руководства. В своей книге
"Политические, философские, социальные и религиозные принципы" иранский
лидер утверждает, что Европа и Запад в целом представляют собой не что
иное, как "совокупность переполненных несправедливостями диктатур". Он
призывает к установлению исламского порядка во всем мире. Если бы
исламская цивилизация руководила Западом, считал Хомейни, мир бы был
избавлен от исходящих оттуда дикостей и жестокости.7
Последователи
Хомейни исходят из того, что
победа революции в Иране - предпосылка для освобождения человечества, и
борьба будет продолжаться до тех пор, пока регион и весь мир не будут
перестроены на новой основе. Иран берет на себя руководящую роль в
реализации конечной цели - установление исламского мирового порядка. Из
этого вытекают практические действия Ирана на международной арене, в том
числе и по экспорту исламской революции в остальные части мира. Аятолла
Хомейни давал прямые указания молодежи заниматься этим повсеместно.
Иранские
официальные лица подчеркивают, что в своей внешней политике Иран в
качестве высшего приоритета считает отношения с мусульманскими
государствами, затем - со странами "третьего мира" и лишь после этого -
со всеми остальными.
Правда, в
последнее время во внешней политике
иранского режима просматривается стремление проводить более
сбалансированный курс. Одним из признаков такой трансформации является
отказ от проведения курса на мировую исламскую революцию, по крайней
мере на официальном уровне. При вступлении в должность новый президент
Исламской республики Иран Сеййид Мухаммад Хатами заявил: "Диалог между
цивилизациями - необходимость в современном мире. Любая акция, которая
может вызвать международную напряженость, будет избегаться. Мы будем
иметь отношения с каждым государством, которое уважает нашу
независимость. Но мы будем выступать против тех доминирующих держав,
которые пытаются навязать нам свою волю".8 Иран сотрудничает с Россией в урегулировании
конфликтов в Таджикистане и Афганистане, а также в Нагорном Карабахе.
Однако
политика администрации США и некоторых других стран, которые вводят
ограничения на отношения с Ираном, ведут информационную кампанию,
направленную на дискредитацию этого государства на международной арене,
дают основание наиболее радикальным силам в иранском обществе
блокировать усилия реалистически мыслящих политиков, направленных на то,
чтобы вывести страну из изоляции. Иранские религиозные лидеры считают,
что против Ирана, а также против ислама плетется дьявольский заговор его
врагов во главе с США, которые тратят огромные средства на то, чтобы
подорвать единство мусульманских государств и ослабить исламистские
движения. Иранский лидер аятолла Сеййид Али Хаменеи во время встречи с
сирийским президентом 1 августа 1997 г. в Тегеране вновь призвал к
созданию объединенного мусульманского фронта против Израиля.
Иран
стремится проводить свою внешнюю политику на двух уровнях: государство с
государством, а народ с народом. На МИД страны возложена задача
осуществлять межгосударственные отношения, но одновременно через
официальные и полуофициальные структуры Иран развивает связи с
исламистскими организациями в различных государствах, оказывая им не
только гуманитарную и идеологическую помощь, но и направляя туда своих
инструкторов, оружие и т.д. Иран использовал и использует шиитов в
Ливане, Ираке, странах Персидского залива (Бахрейн, Кувейт) для оказания
давления на правительства этих стран.
В
выстраивании внешнеполитических приоритетов другой мусульманской страны -
Пакистана - ислам начинает играть заметную роль после его поражения в
войне с Индией и утраты им Восточного Пакистана в 1971 г. Лишь с 1972 г.
в официальных заявлениях правящих кругов Пакистана появилось
подчеркивание связей страны с мусульманским миром, а постоянные
консультации, особенно с арабскими режимами в зоне Персидского залива,
становятся составной частью пакистанской дипломатии. Большим успехом
пакистанской внешней политики, по мнению руководства Пакистана, было
проведение в 1974 г. в Лахоре совещания глав мусульманских государств. В
течение сравнительно короткого времени после этого совещания
значительная часть пакистанской внешнеэкономической деятельности была
переориентирована на мусульманские страны, расположенные в зоне
Персидского залива и на Аравийском полуострове. Саудовская Аравия, ОАЭ и
Иран оказывают Пакистану значительную финансовую помощь в осуществлении
различных экономических проектов.
На уровне
государственной внешней
политики ислам используют не только режимы стран, где исламисты
находятся у власти или оказывают на нее сильное влияние, но и сугубо
светские режимы. Например, Саддам Хусейн использовал ислам во время
ирако-иранской войны, а также во время оккупации Кувейта. Он пытался
представить себя в качестве защитника бедных и угнетенных, освободителя
святых мест ислама, призвал к джихаду (священной войне) против США и
поддержавших их режимы мусульманских стран. И его политика нашла
определенный отклик среди правоверных во всех концах сферы
распространения ислама. В то время как религиозные лидеры Египта,
Саудовской Аравии узаконили присутствие иностранных войск на территории
Саудовской Аравии, иранский лидер аятолла Хаменеи, иорданские улемы,
иорданские братья-мусльмане и другие исламистские организации поддержали
призыв к джихаду против "иностранных интервентов".
Говоря о
роли ислама во внешней
политике мусульманских стран, нельзя не упомянуть миссионерскую
деятельность, осуществляемую государственными структурами и различными
неправительственными исламскими организациями и фондами, так как она
может оказывать определенное влияние и на международные отношения.
Почти все
мусульманские государства финансируют миссионерские организации.
Крупными поставщиками финансовых средств для мусульманских миссионеров
являются Саудовская Аравия, Ливия, Кувейт, ОАЭ, Иран. Особенно активна
миссионерская деятельность в Африке, а после распада СССР - на
постсоветском пространстве. "Лига исламского мира", "Всемирный исламский
совет призыва и спасения" (штаб-квартира в Каире), "Всемирная исламская
благотворительная организация" (штаб-квартира в Эль-Кувейте),
саудовский фонд "Ибрахим Ааль-Ибрахим" - таков далеко не полный перечень
организаций, которые активно занимаются миссионерской деятельностью в
различных частях мира, в том числе и в России.
Большую
роль в миссионерской
деятельности играет расположенный в Каире университет "Аль-Азхар", где
обучаются представители практически всех мусульманских государств, а
также высшие религиозные учебные заведение ряда других мусульманских
государств.
Помимо миссионерской деятельности в качестве мотивированных
религиозными соображениями (хотя, как правило, они также служат лишь
прикрытием для политических целей) могут рассматриваться такие действия
мусульманских государств, как оказание поддержки мусульманским общинам в
других мусульманских и немусульманских государствах, защита их прав на
международном уровне. Организация Исламская Конференция, в Уставе
которой декларирован принцип невмешательства во внутренние дела
суверенных государств, берет на себя задачу защищать мусульманские
меньшинства, например, в Индии, на Филиппинах, в Болгарии. ОИК заявила о
солидарности с режимом Д. Дудаева в Чечне.
Такие
действия мусульманских государств и их международных организаций
оправдываются тем, что мусульманские общины в многоконфессиональных
государствах являются, якобы, неотделимой частью планетарной общности
-уммы. В результате мусульманские государства оказываются втянутыми в
межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты,
гражданские войны, подобные тем, которые имели или имеют место в Ливане,
на территории бывшей Югославии, в Афганистане, в Таджикистане.
Поддержка по религиозным соображениям одной из противоборствующих
группировок может оказаться важным (а часто и решающим) фактором в
борьбе за власть и смены политической ориентации, как это имело место в
Сомали, Южном Йемене, Пакистане, Судане.
Несмотря
на
заметную исламизацию общества в большинстве мусульманских государств и
их внешней политики, едва ли можно согласиться с наметившейся традицией,
проявляющейся у некоторых авторов публикаций как у нас, так и за
рубежом, любую внешнеполитическую акцию того или иного мусульманского
государства квалифицировать как "исламскую", как проявление "исламского
фактора" в международных делах. При этом мало кого заботит ответ на
вопрос о том, в какой степени внешняя политика того или иного
мусульманского государства, а также деятельность какой-либо
международной межправительственной организации в мусульманском мире
мотивированы именно религиозными соображениями, а не геостратегическими,
этнополитическими, историческими и иными факторами, никакого отношения к
исламу не имеющими.
Обозначившаяся
тенденция к росту геополитического
значения мусульманского мира - реакция на вызовы времени: распад СССР и
советского блока, гегемонистские устремления США в качестве
единственной супердержавы, становление единой Европы, возникновение
интеграционных группировок в различных районах мира, смещение основных
противоречий из плоскости Восток-Запад в плоскость Север-Юг и др.
Повышенная активность некоторых мусульманских стран, непосредственно
примыкающих к постсоциалистическому пространству, обусловлена и тем, что
исчезновение соцсистемы и распад СССР сопровождаются переделом зон
влияния - процесс, в котором эти страны непрочь поучаствовать, так как
имеют здесь не только экономические, но и чисто политические интересы,
связанные в частности с попытками навязать новым независимым
государствам свою модель развития, вовлечь их в формирующиеся
региональные группировки и т.д.
В
условиях современного мира
попытки мусульманских государств наладить коллективные действия на
международной арене, аппелируя к религиозной общности, создать
организации государств, объединенных общими задачами и целями,
представляющих собственное видение мира и международных отношений, можно
трактовать как один показателей движения к многополярному миру. Во
всяком случае за этим просматривается прежде всего стремление
мусульманских государств усилить свои позиции, опираясь на объединенные
ресурсы в противовес возникающим группировкам, политике Запада и, кроме
того, не допустить возникновения новых очагов конфронтации, способных
серьезно дестабилизировать мусульманское сообщество. На этапе глобальной
трансформации системы международных отношений мусульманские государства
пытаются выработать свои подходы к ней, в том числе и с использованием
исламских ценностей.
Стремление
мусульманских государств оказывать
большее влияние на международные дела, а также привнести отдельные
принципы ислама во взаимоотношения между государствами пока
малопродуктивны, как в силу объективных закономерностей, которым
подчиняются общемировые процессы, так и по причине внутренних
особенностей мусульманского мира.
Мусульманские
государства
интегрированы в сложившуюся систему межгосударственных отношений, их
экономики - в мировую экономику. Так, около 95% внешней торговли
Саудовской Аравии приходится на страны Запада. Во внешнеэкономических
отношениях Турецкой Республики доминируют страны ЕС, на долю которых
приходится 53% ее экспорта и 44% импорта. На мусульманские страны - лишь
13% и 10% соответственно. Это является одной из причин того, что
мусульманские государства, хотя и пытаются создать новые контуры
международных связей, повлиять на процесс формирования нового мирового
порядка, но не отказываются от работы в существующих международных
организациях. Все мусульманские государства являются членами ООН. Даже
те мусульманские государства, которые Запад относит к числу государств,
поддерживающих международный терроризм (Иран, Ливия, Судан), официально
(в том числе и устами первых лиц государства) заявляют о "неуклонном и
искреннем стремлении к установлению прочного мира и стабильности в мире и
к мирному сосуществованию народов", о том, что "безопасность и
спокойствие - основное условие конструктивного строительства и развития
стран "третьего мира".
Процессу
реализации целей исламской солидарности
препятствуют нерешенность внутренних национальных проблем, которые
нельзя решить силами только одного государства (проблемы палестинцев,
курдов, белуджей, пуштунов), наличие взаимных территориальных притязаний
(Саудовская Аравия-Оман, Ирак-Кувейт, Ирак-Иран, Марокко-Алжир,
Иран-Афганистан, Саудовская Аравия-Йемен и т.д.). Мусульманский мир
весьма неоднороден с точки зрения чисто религиозной. Практически во всех
мусульманских странах есть религиозные (немусульманские) меньшинства,
иногда весьма влиятельные политически и экономически. Мусульманское
население придерживается различных течений в исламе. Шииты (большинство
населения Ирана, Ирака, Йемена и Бахрейна и меньшинство - в Пакистане,
Афганистане, Сирии, Ливане и некоторых других странах), составляющие
более 10% всех мусульман, считаются остальными мусульманами еретиками.
Кроме так называемых двенадцатиимамных шиитов, есть более мелкие секты:
исмаилиты (Индия, Пакистан, Таджикистан и др.), ибадиты (Оман), зейдиты
(Северный Йемен), алавиты (Сирия), друзы(Ливан). В суннизме - свои
"мазхабы" или толки (ханбалитский, ханифитский, шафиитский,
маликитский). Как в шиизме, так и в суннизме есть многочисленные
суфийские ордена. Например, только в Египте насчитывается около 50 таких
орденов.
Большое религиозное разнообразие накладывается на существенные
различия этнокультурного характера, исторического опыта народов стран,
составляющих мусульманский мир, что питает региональные и местные
национализмы (арабский, тюркский, персидский, египетский, сирийский и
др.), находящие отражение и в официальной идеологии. Так, Турция
представляет идеологию К. Ататюрка, которая претендует на то, что именно
она поможет соединить традиционные ценности с новыми понятиями:
республика, секуляризм, национализм, этатизм, независимость,
верховенство закона, рационализм и наука.
В
мусульманском мире имеют место глубокие противоречия между различными
политическими режимами (феодально-монархическими,
буржуазно-националистическими и пр.). У каждой мусульманской страны свое
отношение к мусульманской общности и к формам ее реализации. Саудовская
Аравия, Турция, Пакистан, Иран, Ирак, Египет, Ливия претендуют на
лидерство в мусульманском мире или в регионе. В мусульманском мире идет
процесс формирования новых "центров силы".
Все это
не может не находить
отражения во внешней политике отдельных мусульманских государств,
существенно затрудняя выработку ими единой внешнеполитической линии.
Наиболее ярко это проявляется в неспособности мусульманских государств
коллективными усилиями урегулировать региональные конфликты в
мусульманском мире, а также выработать единую позицию в том, что
касается отношения к палестинской проблеме и к сотрудничеству с
Израилем. Так, Турция, несмотря на соответствующие положения Декларации
ОИК и на протесты арабских стран, а также Ирана, продолжает сотрудничать
с Израилем в военной сфере. В то время как Сирия, Ирак, Иран и ряд
других мусульманских стран призывают к ужесточению санкций по отношению к
Израилю, некоторые арабские страны продолжают наращивать масштабы
экономических отношений с этой страной.
Поэтому
едва
ли можно говорить о наличии "исламской внешней политики" как о
целостной системе ценностей, определяющей, какой должна быть политика, и
о том, что ислам играет такую большую роль в международных отношениях,
как это принято думать в последнее время. Вместе с тем, при всем
многообразии и противоречивости мусульманского мира исламские ценности
имеют определенное значение во внешней политике всех мусульманских
государств. Однако, как было показано на конкретных примерах выше, эта
значимость различна в разных государствах и в разные периоды развития
одного и того же государства. Есть периоды, когда исламские ценности
входят в формулирование внешней политики того или иного государства, но и
в этом случае ислам является лишь одним из факторов, которые
принимаются во внимание.
Во всех
мусульманских странах, ислам составляет
часть (насколько важную - другой вопрос) представлений, восприятий,
позиций и систем ценностей людей, принимающих решения, касающиеся
международных отношений. Правящие элиты в государствах со значительным
мусульманским населением при выстраивании приоритетов внешней политики, в
процессе подготовки, принятия и реализации внешнеполитических решений
вынуждены учитывать настроения верующих граждан своих государств.
Исламские институты (политические, дипломатические, экономические и
культурные) также играют определенную роль в этих процессах. И эта роль
тем больше, чем сильнее влияние ислама в обществе.
1Vatikiotis, P.J. Islamic Resurgence: A critical
View. // Islam and Power. Ed. by A/Cudsi and A.E.H. Dessouki. Kroom
Helm, L.,1981, p.172.
2Watt. W.Montgomery. Islamic Philosophy and
Theology, Edinburg, 1962, p.177.
3Аль-Ахрам,
5.10.1996.
4Mansur. Salem. The Political Significance for
Muslims of the Islamic Revolution in Iran//The Iranian Journal of
International Affаirs, vol.V, No. 2, Summer 1993, p.433.
5См.: МЭИМО, ? 10, 1995, с.146-147.
6Аль-Ахрам, 21.11.1996.
7Ayatollah
Khomeiny. Principles
politiques, philosophiques, sociaux et religieux. P., Editions
Libres-Hallier, 1979, pp.19-37.
8Tehran Times,
5.08.1997.
|