Социальные реформы в Соединенном Королевстве также были в какой-то
степени обусловлены угрозой, исходившей от Германии. Британское
население следовало держать наготове и не допускать недовольства. В
1908–1911 были сделаны шаги в направлении т.н. «государства всеобщего
благоденствия». Эти первые попытки носили частичный и по общему
признанию неадекватный характер, но тем не менее затраты на их
проведение, вместе со средствами на перевооружение, потребовали
существенного повышения налогов. Ллойд Джордж, министр финансов в
правительстве Асквита, предложил переложить налоговое бремя на крупных
землевладельцев. Палата лордов отказалась одобрить и это предложение. В
итоге произошло то же, что и в 1832. Правительство добилось согласия
Георга V, сменившего на престоле Эдуарда VII, назначить в случае
необходимости новых пэров. Палата лордов вновь должна была принять
неизбежное, и в 1910 необходимый закон о парламенте был принят. В
результате в 1911 бюджет, представленный Ллойд Джорджем, был оформлен в
законодательном порядке. Кроме того, в 1914 были приняты закон о гомруле
для Ирландии и акт о ликвидации Церкви Англии в Уэльсе. Выполнение этих
актов, однако, было отложено ввиду разразившейся мировой войны.
Соединенное Королевство затратило в ходе Первой мировой войны громадные
средства. Государственный долг возрос с 651 млн. фунтов стерлингов в
1914–1915 финансовом году до более чем 7,8 млрд. фунтов в 1919–1920.
Расходы продолжались и после окончания войны. Проценты по долгу и
необходимость выплаты пенсий легли на страну тяжелым бременем. Число
убитых и пропавших без вести составляло примерно 680 тыс. человек, а
число мобилизованных – 5,7 млн. Война охватила весь земной шар и велась
на суше, на море и в воздухе. Наибольшую угрозу для Соединенного
Королевства представляла блокада, осуществлявшаяся Германией с помощью
подводных лодок, в результате которой Британия потеряла корабли
торгового флота общим водоизмещением 7,6 млн. т. Свободная торговля,
предполагающая зависимость от импорта продовольствия, сделала британское
население особенно уязвимым. В 1916 динамичный Ллойд Джордж сменил
Асквита на посту главы коалиционного правительства. В том же году был
принят закон о всеобщей воинской повинности. Пасхальное восстание в
Ирландии в 1916 создавало угрозу для Великобритании в ее собственном
тылу. Самое тяжелое время настало в начале 1917. Россия вышла из войны, а
Германия развернула военные действия на море. Британские вооруженные
силы потерпели сокрушительное поражение в Месопотамии. Когда в апреле
1917 в войну вступили США, оставалось неясным, смогут ли они вовремя
сформировать свои вооруженные силы и перебросить их на арену военных
действий. В 1917 Ллойд Джордж добился формирования имперского военного
кабинета, который включал премьер-министров доминионов и представителя
Индии. В 1918 ситуация улучшилась несмотря на то, что Германия в ходе
мартовского наступления совершила отчаянную попытку прорваться к
Ла-Маншу. В 1918 Соединенное Королевство даже смогло принять масштабный
закон об образовании, а также новый избирательный закон, предоставлявший
избирательное право женщинам, достигшим возраста 30 лет. С самого
начала войны возник вопрос, насколько Соединенное Королевство может
полагаться на поддержку доминионов и колоний. Однако, кроме серьезной
оппозиции в отношении войны на юге Ирландии и неудачной попытки
небольшой группировки в Южной Африке присоединиться к германским войскам
в Юго-Западной Африке, война не повлекла за собой отпадения государств
Содружества, которые не только предоставляли Соединенному Королевству
оперативные военные базы, но и поддерживали его военным персоналом,
деньгами и провиантом.
Период между двумя войнами, 1919–1939. С экономической точки зрения,
самой насущной проблемой послевоенного времени был переход от экономики
военного к экономике мирного времени. Этот процесс оказался более
трудным и долгим, чем ожидалось, и все еще продолжался в период Великой
Депрессии. Прежде чем депрессия закончилась, на повестку дня встала
подготовка к новой войне. С политической точки зрения, на повестке дня
стоял вопрос об улучшении социального положения населения, отношения с
Ирландией, отношения в рамках Содружества в целом, управление новыми
подмандатными территориями и, наконец, нахождение необходимого баланса
между отношениями с США и отношениями с континентальной Европой.
Демобилизация была проведена быстро и эффективно, но размещение большого
количества мужчин в мирном секторе экономики оказалось трудной задачей.
Осложнилась ситуация в угольной промышленности, когда более широкое
применение нефти снизило потребность в угле. В 1925 правительство
выделило отрасли субсидии, но в следующем году прекратило помощь. Тогда
началась стачка 1,2 млн. шахтеров, быстро переросшая во всеобщую стачку,
которая грозила парализовать экономику. Георг V даже счел себя
обязанным предпринять неординарный шаг, обратившись к населению страны с
предупреждением об опасности насилия. Шахтеры в конце концов вынуждены
были вернуться на свои рабочие места, не добившись повышения зарплаты.
Великая Депрессия 1929 диктовала принятие решительных мер. В 1932 после
имперской конференции в Оттаве Британия отказалась от прежней политики
свободной торговли и предоставила некоторые льготы для товаров из стран
Содружества. С приходом к власти Гитлера в Германии (1933) британское
правительство все большее внимание уделяло вопросам обороны. В это время
почти не принимались меры по улучшению социального положения населения,
этого не происходило даже в периоды правления лейбориста Р.Макдональда
(1924; 1929–1931; 1931–1935). В 1928 было окончательно принят закон о
всеобщем избирательном праве, по которому женщинами предоставлялись
равные права с мужчинами.
В 1920 был принят закон о правительстве Ирландии, заменивший закон 1914,
против которого выступали ольстерские юнионисты. По новому закону,
Ирландия была разделена. Шесть из девяти графств Ольстера стали называть
Северной Ирландией; оставшиеся три вместе с провинциями Коннахт,
Манстер и Ленстер образовали Ирландское свободное государство. Северная
Ирландия могла иметь собственные законодательные органы и посылать своих
представителей в английский парламент. Ирландское свободное государство
получило статус доминиона. Юнионисты Северной Ирландии были
удовлетворены, но республиканцы в остальной части Ирландии взялись за
оружие. В результате в конце 1921 был подписан договор, по которому
Ирландское свободное государство стало фактически независимым, хотя и
признавало монарха в качестве главы государства и входило в Британское
Содружество. Итак, в начале 1922 Ирландское свободное государство вышло
из состава Соединенного Королевства, в то время как Северная Ирландия
продолжала оставаться его частью. В 1937 Ирландия стала называться Эйре,
а в 1949 новое государство разорвало последние связи с Содружеством,
став Ирландской Республикой.
На имперской конференции 1926 было заявлено, что все члены Британского
Содружества наций, а именно Соединенное Королевство, Канада, Австралия,
Ирландское свободное государство, Южная Африка, Новая Зеландия и
Ньюфаундленд имеют одинаковый статус, независимы друг от друга во
внутренних и внешних делах, хотя и связаны между собой, находясь под
властью короны. Для Соединенного Королевства эта декларация получила
санкцию парламента в Вестминстерском статуте 1931.
Отношения с Индией оставались напряженными и запутанными в течение всего
межвоенного периода. В 1935, после многих неудавшихся попыток, был
принят закон об управлении Индией. По закону, среди прочего,
предусматривалось отделение Бирмы, что было осуществлено на практике в
1937. Статьи закона реализовывались по частям, а весь в целом он так и
не получил практического осуществления, поскольку разразилась Вторая
мировая война, сделавшая дальнейший прогресс в этой области невозможным.
После Первой мировой войны Соединенное Королевство получило мандат на
управление частями Германской и Османской империй. От Германии к ней
отошли Танганьика, части Того и Камеруна, небольшой остров Науру в Тихом
океане (совместно с Новой Зеландией и Австралией); от Турции –
Палестина, Трансиордания, Ирак. Кроме отношений с Ираком, в период между
войнами отношения Соединенного Королевства с подмандатными территориями
существенно не изменялись. Ираку была предоставлена независимость в
1930, после чего он присоединился к Лиге наций.
Во внешней политике Британия в этот период преследовала три главные цели
– поддержание политики доброй воли в отношении стран, из которых
ввозились продовольствие и сырье (особенно США и Аргентины); смягчение
противоречий между европейскими странами, чтобы избежать или по крайней
мере добиться отсрочки войны; поддержка Лиги наций в той мере, в какой
это могло дать надежду на сохранение мира. Экономические отношения между
Британией и США заметно улучшились в 1938, когда был заключен важный
взаимовыгодный договор. За этим событием, которое произошло тогда, когда
на европейском континенте начали проявляться опасные тенденции,
последовало еще большее потепление дипломатических отношений между двумя
англоязычными странами.
Приход к власти Гитлера в 1933 вновь заставил Соединенное Королевство,
как и в начале 20 в., отказаться от политики неучастия в делах на
континенте, искать союзников и наращивать мощь своих вооруженных сил. В
значительной степени из-за слабой подготовленности Британии Н.Чемберлен,
премьер-министр от консерваторов, считал необходимым вести политику
умиротворения Германии, когда та в сентябре 1938 потребовала передать ей
Судеты. Однако годом позже Чемберлен сдержал обещание прийти на помощь
Польше в том случае, если она станет жертвой агрессии. Несмотря на
советско-германский пакт о ненападении, заключенный в августе 1939,
Соединенное Королевство объявило войну Германии 3 сентября 1939 после
вторжения последней в Польшу.
Вторая мировая война, 1939–1945. Меньше чем через месяц Польша была
разгромлена. Зимой 1939–1940 военные действия почти не велись, но в
апреле 1940 были возобновлены. Вначале капитулировала Дания, а Норвегия
почувствовала на себе всю силу «блицкрига». В мае того же года настала
очередь Нидерландов, Бельгии, Люксембурга и Франции. После этого
Чемберлен ушел в отставку, и коалиционное правительство возглавил
У.Черчилль. В июне, когда Франция оказалась на грани краха, Италия
объявила войну Франции и Британии. В сентябре 1940 в обмен на эсминцы
Британия передала свои территории в западной Атлантике США для
устройства американских военных баз. В августе и сентябре страна
подверглась массированным налетам германской авиации, но выиграла эту
битву в воздухе, хотя разрушение гражданских объектов и потери в людях
продолжались на протяжении всей войны.
В сентябре 1941, еще до вступления США в войну (декабрь 1941), у
побережья Ньюфаундленда была подписана англо-американская Атлантическая
хартия, и США обязались предоставлять Британии «всемерную помощь». После
нападения Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941, ускорившего вступление
американцев в войну, ситуация вновь ухудшилась. Опять, как и в Первую
мировую войну, все стало решать время. Соединенное Королевство потеряло
почти весь свой флот в Тихом океане; Сингапур, Малайя, Бирма и острова в
британской Океании были захвачены японцами. Нападение Гитлера на СССР в
июне 1941 значительно ослабило давление на Британию, а США быстро
оправились после катастрофы в Перл-Харборе. Высадка англо-американского
десанта в северо-западной Африке в ноябре 1942, аналогичная операция в
Сицилии в июне 1943 и вошедшая в историю десантная операция в Нормандии 6
июня 1944 – все это свидетельствовало об усилении давления союзников на
германскую «цитадель». Германия капитулировала в мае 1945, Япония – в
сентябре того же года.
Лейбористы у власти. В июле 1945 состоялись долго откладывавшиеся
всеобщие выборы. Временное правительство консерваторов, сформированное в
мае и замещавшее коалиционное военное правительство, потерпело
сокрушительное поражение, и к власти пришла лейбористская партия с
подавляющим парламентским большинством.
Новый премьер-министр, К.Эттли, начал свою карьеру лейбориста как
социальный работник в бедном лондонском районе Ист-Энд и стал партийным
лидером в 1935. Наиболее заметными министрами рабочего происхождения
были министр иностранных дел Э.Бевин, ранее председатель профсоюза
транспортников и разнорабочих, и министр здравоохранения Э.Бивен, ранее
шахтер и шумный критик Черчилля в годы войны. Министр внутренних дел
Г.Моррисон был ветераном лейбористской партии и получил первый опыт
руководителя, работая в органах местной власти. Партийные интеллектуалы,
тяготевшие к среднему классу, были представлены в правительстве
министром финансов Х.Дальтоном и сэром Стаффордом Крипсом, министром
торговли, а впоследствии министром финансов.
Социальные и политические реформы. Имея подавляющее большинство в палате
общин, которая все в большей степени подпадала под контроль кабинета,
лейбористское правительство приступило к выполнению предвыборных
обещаний. Военное правительство уже провело закон об образовании,
предусматривавший реорганизацию школьной системы и открывший путь для
всеобщего бесплатного среднего образования. Однако этот закон вошел в
силу только после войны. Другие законы, принятые в период с 1946 по
1948, пересматривали и расширяли многочисленные уже существовавшие
законы, касавшиеся помощи бедным, пенсий по старости, детских пособий и
других государственных обязательств. Закон о здравоохранении 1946,
основанный на законе о государственном страховании 1911, предусматривал
национализацию больниц и бесплатную медицинскую помощь.
Лейбористское правительство провело также две важные политические
реформы. По закону о народном представительстве 1948 количество членов
палаты общин было сокращено с 640 до 625 человек, были перераспределены
депутатские места, ликвидированы университетские избирательные округа –
последняя возможность голосовать несколько раз в одном и том же или
нескольких округах. В 1949 в парламентский законопроект от 1911 были
внесены необходимые поправки для последовавшей национализации
сталелитейной отрасли. Теперь законопроект, отклоненный палатой лордов,
становился законом, если принимался палатой общин два раза подряд в
течение одного года, вместо прежних трех раз в течение двух лет.
Экономическое планирование и национализация. Во время войны многие
города и промышленные предприятия Великобритании были частично или
полностью разрушены, 60% торгового флота уничтожено, ресурсы близки к
истощению, а население уменьшилось более чем на 420 тыс. человек.
Пострадало около 4,5 млн. домов, а 460 тыс. были или полностью
уничтожены, или стали непригодными для жилья. Британская промышленность,
имевшая слабую технологическую базу и неконкурентоспособная в
современном индустриализованном мире, испытывала громадную потребность в
капитале, но средства были нужны также на помощь тем, кто потерял
имущество во время войны, для перестройки системы транспорта и городов,
финансирования новых социальных программ и поддержания хотя бы на
минимальном уровне привычной роли Британии как мировой державы.
Дополнительное финансовое давление оказывали страны, входившие в зону
действия британской валюты, которые стремились использовать замороженные
на банковских счетах средства для закупки товаров, необходимых для
послевоенной реконструкции и развития.
Помощь со стороны США по лендлизу была прекращена в 1945. Чтобы
удовлетворить текущие финансовые потребности, Британия в 1945
договорилась с США о займе в размере 3,75 млрд. долларов и дополнительно
с Канадой о займе в 1,25 млрд. долл. Деньги были быстро потрачены, но
вскоре был найден новый источник временной помощи в виде плана Маршалла,
введенного в действие в 1947 и предусматривавшего выделение на нужды
Великобритании львиной доли от всей помощи Европе.
Частичным решением экономических проблем страны было решительное
повышение налогов. Эта мера дала возможность резко увеличить текущие
расходы и капиталовложения, сдержала инфляцию и, сократив спрос на
товары и услуги, ограничила импорт; перераспределила доходы в пользу
бедных посредством более широких социальных программ. Однако ситуация
диктовала не только введение фискальных мер. Был сохранен прямой
контроль над строительством, сырьем и предметами первой необходимости,
такими, как одежда, топливо и продовольствие. Период «аскетизма»
продолжался более пяти лет, и только в 1954 было прекращено нормирование
отпуска одежды и продовольственных товаров.
Национализация всех средств производства и распределения
предусматривалась программой лейбористской партии начиная с 1918.
Частичная национализация была проведена как лейбористским, так и
консервативным правительствами в период между мировыми войнами; особенно
это коснулось радиовещания, линий электропередачи и общественного
транспорта в Лондоне. Первым национализированным предприятием стал Банк
Англии – главный банк страны, который вместе с министерством финансов
разделял ответственность за управление экономикой. После национализации
банк не был реорганизован, не изменились ни его функции, ни структура,
но эта акция стала символическим первым шагом в направлении
централизованного управления экономикой. Лейбористское правительство
использовало традиционные государственные учреждения – министерства и
службы социального обеспечения – для приведения в действие рычагов
управления экономикой. Чтобы управлять национализированными
промышленными предприятиями, оно использовало государственные
корпорации, руководство которыми осуществлялось правлениями,
независимыми в своей ежедневной деятельности от непосредственного
контроля министерств. Эти корпорации значительно отличались друг от
друга по структуре и степени централизации в зависимости от
принадлежности к той или иной отрасли. Национальное управление угольной
промышленности, начавшее свою деятельность в 1947, было
высокоцентрализованной организацией, включавшей в себя более 800
компаний. Однако, когда в 1949 сталелитейная промышленность стала
государственной собственностью, входившие в нее компании продолжали
функционировать в качестве самостоятельных предприятий.
В период между национализацией угольной промышленности и сталелитейного
производства состоялась национализация трех отраслей, имевших значение
для всего общества. В 1947 Британская транспортная комиссия вступила во
владение почти всем общественным транспортом, включая железные дороги,
каналы и грузовые автоперевозки. В том же году государственной
собственностью стали электростанции вместе с линиями электропередачи, а в
1948 та же участь постигла газовую отрасль. В терминах занятости эти
пять актов национализировали предприятия, на которых работало около
четверти всего занятого в промышленности населения. К 1950 многое из
того, что Британия потеряла во время войны, было восстановлено. В то же
время в стране сохранялась полная занятость, которую обе партии считали
приоритетом в экономической и социальной политике. Однако экономическому
выздоровлению угрожал постоянный бюджетный дефицит.
Хотя аскетизм и контроль над инвестициями и импортом помогал сдерживать
ввоз иностранных товаров, затраты на покупку существенно важных
предметов импорта оказывали серьезное отрицательное воздействие на
национальную экономику, особенно на производство товаров экспортного
значения. Британские морские перевозки, страховой и банковский сектор
наращивали доходы, пользуясь поступлениями из-за рубежа; но
относительное уменьшение доли этого «невидимого» экспорта по сравнению с
19 в. и фактическая ликвидация зарубежных активов, с помощью которых
оплачивались расходы в двух мировых войнах, переложили бремя получения
доходов на экспортный сектор экономики. Когда экспорт перестал покрывать
стоимость импорта, под угрозой оказался фунт стерлингов. В предчувствии
девальвации игроки на бирже продали свои валютные запасы и тем самым
заставили правительство, которое хотело избежать девальвации, отсрочить
неизбежное с помощью дополнительных выплат из изрядно истощенных
резервов. В конце концов в 1949 правительство пошло на девальвацию
фунта, понизив его курс с 4,5 до 2,8 доллара за фунт. Однако к тому
времени слабое финансовое положение страны не позволило извлечь
дополнительные выгоды из девальвации, благодаря которой британские
товары в скором времени подешевели и стали пользоваться спросом на
мировом рынке.
Внешняя политика. Весьма успешно осуществив меры по улучшению
благосостояния граждан, с меньшим успехом действуя на экономическом
фронте, лейбористы столкнулись с достаточно серьезными проблемами в
международных делах.
Наиболее болезненной проблемой стало постепенное сокращение британских
обязательств перед Империей. В 1947 Британия предоставила независимость
народам полуострова Индостан, что вызвало разделение территорий и
ожесточенную гражданскую и религиозную войну между Индией и Пакистаном.
Подобно этому потерпели крах надежды на продолжение контроля над
Палестиной. Когда выжившие после Холокоста евреи устремились на восток,
на свою историческую родину, обещанную им декларацией Бальфура 1917, их
ожидало насилие со стороны расположившейся там британской армии. Запрет
на въезд в страну вызвал вооруженное сопротивление палестинских евреев,
лейбористское правительство было осуждено международным сообществом,
единство его партийных рядов было нарушено. Британия была вынуждена
передать свои полномочия в Палестине Организации Объединенных Наций. В
1948 независимость обрели Цейлон и Бирма, последняя стал республикой и
вышла из Содружества. В следующем году Ирландия, став республикой, также
вышла из Содружества. Однако, когда Индия решила упразднить монархию в
1950, ей было разрешено остаться в Содружестве, что создало прецедент
для других колоний, стремившихся избавиться от символов зависимости, но
сохранить преимущества союза.
Во внешней политике Британия продолжала играть важную роль на
оккупированной территории Германии, в ООН, в организации региональных
военных союзов, таких, как НАТО (учреждена в 1949). Несмотря на то, что
Британия признала коммунистический Китай в 1950, она сотрудничала с США в
ходе корейской войны 1950–1953, а в 1954 вместе с США и шестью другими
государствами вошла в состав Организации договора Юго-Восточной Азии
(СЕАТО), аналогичной НАТО.
Лейбористское правительство поддержало программу по созданию
собственного атомного оружия; позднее консерваторы дополнили это решение
программой по созданию водородной бомбы. Но статус ядерной державы,
вызвав прилив национальной гордости, уже не служил сильным аргументом в
мировой политике; к тому же Британия вынуждена была пойти на большие
расходы. Время от времени возникал соблазн взять на себя роль «третьей
силы», посредника между США и СССР, но наличие собственных интересов
заставили Британию остаться верной ее «особым отношениям» с США.
Возвращение консерваторов. После всеобщих выборов февраля 1950
лейбористское большинство в парламенте сократилось до 6 мест, и
правительство мало что могло сделать до октябрьских выборов 1951,
которые принесли большинство консерваторам (17 мест). Консерваторы
выиграли, потому что электорат был убежден в необходимости отказаться от
политики аскетизма и начать менее регламентированную жизнь. У.Черчилль
(с 1953 – сэр Уинстон) вновь возглавил правительство. Его главными
помощниками стали А.Иден, министр иностранных дел, и Р.Батлер –
представитель молодых прогрессивных деятелей консервативной партии и
министр финансов.
Консерваторы произвели незначительные административные изменения в
структуре «государства всеобщего благоденствия» и в целом стремились не
вмешиваться в работу национализированных отраслей промышленности.
Однако, выполняя свои предвыборные обещания, они денационализировали
сталелитейную отрасль; частично было выполнено и обещание
денационализировать грузовые автоперевозки. В 1954 было создано
коммерческое телевидение, что устранило монополию на радиовещание,
принадлежавшую государственной Британской радиовещательной корпорации
(Би-би-си).
Более решительный разрыв с лейбористской политикой проявился в
экономической сфере. Лейбористы уже начали освобождать от
государственного контроля некоторые отрасли; консерваторы же уничтожили
большинство из оставшихся прямых рычагов управления производством и
отказались от системы централизованного планирования. Они опирались на
косвенные фискальные механизмы, такие, как изменение процентной ставки и
уровня и охвата налогообложения. Такая «свобода» и сопровождавшая ее
инфляция, вместе с падением цен на сырье в период после корейской войны,
придали мощный импульс развитию экономики и вызвали ощущение
экономического подъема, который теперь коснулся и менее обеспеченных
слоев населения. Однако почти ничего не делалось для исправления главных
проблем, что приводило к периодическим кризисам платежного баланса в
1950-е и в начале 1960-х годов. Когда экономика «перегрелась», были
введены дефляционные меры, которые действовали вплоть до достижения
стабильности фунта.
В 1952 умер король Георг VI, и трон перешел к его дочери Елизавете,
которой было тогда 25 лет. Новая королева, взявшая на себя монаршие
обязанности в качестве Елизаветы II, была коронована 2 июня 1953. Ее сын
Чарлз как прямой наследник получил титул принца Уэльского в 1958.
На всеобщих выборах 1955 консерваторы вернулись к власти, получив
дополнительное большинство в парламенте. После ухода на пенсию Черчилля в
1955 правительство возглавил Антони Иден. Министром иностранных дел
стал Г.Макмиллан, занимавший в правительстве Черчилля пост министра
жилищного строительства и местного управления и много сделавший для
того, чтобы выполнить обещание о ежегодном строительстве 300 тыс. новых
домов. В конце 1955 Макмиллан занял должность министра финансов, а
Батлер стал лидером палаты общин.
Закат Империи. Несмотря на противодействие влиятельного меньшинства,
консерваторы ввели самоуправление еще в нескольких колониях, которые
вслед за тем вошли в становившееся все более разнородным Содружество.
Хотя открыто выражавшееся местными лидерами недовольство британскими
порядками и насильственная политика националистов (например, в ходе
восстания в Кении) и являлись камнем преткновения для сотрудничества,
наиболее драматический оборот приняли события в Южной Африке. В итоге
Южно-Африканский Союз (ЮАС), твердо придерживаясь принципа расовой
сегрегации, в 1961 отделился от Содружества и провозгласил себя
республикой (ЮАР).
Трудно шел и процесс отделения Кипра, британской территории с 1878.
Британцы ввели на острове жесткий режим правления, отвечая на угрозы со
стороны партизан, и пытались примирить греческую и турецкую общины.
Однако с неменьшей твердостью Британия настаивала на сохранении своих
баз, когда Кипр получил независимость в 1960, чтобы обеспечить военное
присутствие в Восточном Средиземноморье после потери баз в Египте.
Британия оккупировала Египет в 1882, но в 20 в. власть постепенно
перешла к египтянам. После свержения короля Фарука в 1952 британцы
согласились вывести войска из страны к 1954. Однако в 1956 египетский
президент Гамаль Абдель Насер, разгневанный отказом англичан и
американцев принять участие в строительстве Асуанской плотины, решил
национализировать Суэцкий канал, который находился под контролем
Великобритании и Франции и играл важнейшую роль в британском мореходстве
и транспорте нефти из стран Ближнего Востока. Под предлогом угрозы
каналу, возникшей в результате египетско-израильской войны,
англо-французские войска попытались захватить зону канала 31 октября
1956. Однако неделю спустя вторжение было остановлено – мировое
общественное мнение испытало шок при известии об этих событиях, не
поддержали акцию и США. Теперь канал был прочно закреплен за Египтом.
Акция в Египте была самым крупным просчетом британской послевоенной
внешней политики.
В марте 1976 Вильсон ушел в отставку с поста премьер-министра, на
котором его сменил Дж.Каллагэн, занимавший до этого пост министра
иностранных дел. Каллагэн смог продлить «социальный контракт» с БКТ, но
вскоре столкнулся с новым кризисом, связанным с резким падением в конце
года фунта до уровня ниже 1,6 $. Он был вынужден срочно взять у
Международного валютного фонда (МВФ) заем в размере 3,9 млрд. долларов
на условиях, дававших МВФ беспрецедентный контроль над бюджетом. Кроме
того, правительство потеряло большинство в парламенте и, чтобы остаться у
власти, стало опираться на второстепенные партии, включая Шотландскую и
Уэльскую национальные партии. Чтобы гарантировать поддержку
националистов, Каллагэн предложил образовать избираемые посредством
прямых выборов ассамблеи в Шотландии и Уэльсе, но когда его план был
отвергнут на референдуме 1979, представители этих партий отказались
поддержать правительство. Кроме того, профсоюзы отказались выполнять
условия «социального контракта», и зимой 1978–1979 прошли длительные и
масштабные забастовки. Каллагэн вынужден был назначить выборы на май
1979.
Революция Тэтчер. Маргарет Тэтчер, лидер консерваторов с 1975, обещала
договориться с профсоюзами, снизить подоходный налог и ослабить роль
государства в экономике. Ее партия получила большинство на выборах, и
она стала первой женщиной, занявшей пост премьер-министра
Великобритании.
Тэтчер энергично занялась сокращением расходов и ввела жесткий контроль
за финансовой сферой. К 1983 инфляция упала с 18 до 5%, но общий спад
производства вызвал рост безработицы (число безработных увеличилось до
3,3 млн. человек, что превысило худшие показатели времен Великой
Депрессии). В течение лета 1981 в нескольких городах произошли мятежи.
Тем временем лейбористская партия раскололась на фракции. В ноябре 1980
Каллагэн ушел в отставку; его сменил на посту лидера партии
умеренно-левый М.Фут. В марте 1981 четыре лидера правого крыла
откололись и образовали Социал-демократическую партию, которая затем
вошла в союз с либералами.
Правительство Тэтчер вернуло себе популярность, направив 2 апреля 1982
британские войска на Фолклендские острова для отражения аргентинской
агрессии. Аргентина давно заявляла о своих претензиях на острова, но 14
июня, понеся тяжелые потери, вынуждена была отказаться от своих
требований. Популярность правительства была в достаточной мере
восстановлена, чтобы получить почти то же количество голосов на выборах в
июне 1983, что и в 1979. В отличие от оппозиции, тори существенно
увеличили свое большинство в палате общин, в то время как лейбористская
партия понесла немалые потери, а союз социал-демократов и либералов
получил только 23 места.
В период второго срока правительство Тэтчер начало еще более решительно
осуществлять свою программу. Новые законы о труде значительно ослабили
власть профсоюзов. Ожесточенная и длившаяся весь год забастовка в
1984–1985 закончилась без каких-либо уступок шахтерам. Государственные
жилищные комлексы («дома совета») были проданы жильцам, а прибыльные
компании, находившиеся в собственности государства, приватизированы
через продажу акций мелким инвесторам на выгодных для них условиях. Во
внешней политике Тэтчер провела переговоры с Китаем о передаче ему
Гонконга в 1997. Под сильным давлением со стороны ольстерских юнионистов
она договорилась с Ирландией о предоставлении ирландскому правительству
права участвовать в управлении Северной Ирландией. Несмотря на резкие
протесты общественности, она поддерживала решение о размещении в
Британии американских крылатых ракет и разрешила провести американские
бомбардировки Ливии с британских баз в 1986. Начиная с 1983 Британия
начала выходить из экономического спада 1981–1982. Среднегодовой рост
производства составлял около 3%, хотя юг страны извлек наибольшую выгоду
от реформ, в то время как положение на севере и в других районах еще
более ухудшилось. Энергичная политика Тэтчер по закрытию устаревших
производств ускорила перемещение рабочей силы с севера на юг и стоила
консерваторам почти всех голосов северян на выборах в июне 1987. Однако
лейбористы были слабо организованы и не могли отнять у консерваторов их
долю голосов в 42% от общего числа или значительное большинство мест в
палате общин. Альянс социал-демократов и либералов подобрал голоса,
поданные против Тэтчер.
Третий срок правления Тэтчер проходил на фоне рыночных кризисов 1987 и
1989; период экономического роста Британии закончился. Тэтчер провела
дальнейшую приватизацию и предложила весьма непопулярный подушный налог
(названный «сбором с общества»), заменивший налоги на собственность. Она
также решительно сопротивлялась движению в сторону европейской
интеграции. В конечном счете 22 ноября 1990 под давлением своей партии
она ушла в отставку. Ее преемник Дж.Мейджор заменил подушный налог более
высоким налогом с продаж и поклялся превратить Британию в «сердце
Европы». Он продолжил также тэтчеровскую политику военной поддержки
антииракской коалиции в войне в Персидском заливе (16 января 1991 – 28
февраля 1991).
После Тэтчер. Исследования общественного мнения показывали, что на фоне
экономического спада и роста безработицы, достигшей более 9%, лейбористы
должны были победить на выборах 1992. Однако на выборах 9 апреля 1992
тори оставили за собой свои 42% и завоевали парламентское большинство в
21 голос, даже несмотря на то, что лейбористы отобрали достаточное
количество голосов у либеральных демократов (реорганизованного в 1988
альянса социал-демократов и либералов) и получили около 40 мест, прежде
принадлежавших консерваторам.
Доминирование консерваторов было отчасти результатом эффективной
предвыборной кампании Мейджора, но более всего оно отражало слабость и
расколотость оппозиционных партий. Лейбористы разочаровали значительное
число своих наиболее горячих сторонников отказом от традиционных
социалистических и антиядерных идей. Но, хотя между лейбористами и
либеральными демократами имелось всего несколько серьезных различий, при
проведении выборных кампаний они всегда выступали как отдельные
политические силы, даже в тех избирательных округах, где раскол
оппозиции означал победу тори. В итоге выдвинутые консерваторами
обвинения, что умеренная политика Киннока – это лишь замаскированная
программа социалистов, которую лейбористы хотели бы провести в жизнь
сразу после получения полного контроля над правительством, в достаточной
степени напугали избирателей, принадлежавших к среднему классу. Это
позволило консерваторам и Мейджору сохранить власть до следующих
выборов.
Киннок оставил пост лидера партии вскоре после выборов. Его сменил
Дж.Смит, популярный политик, чье пребывание koна этом посту ознаменовалось
ослаблением влияния тред-юнионов внутри лейбористской партии. Смит
внезапно умер в мае 1994. Его преемник Тони Блэр продолжил курс
лейбористов, направленный на расширение влияния среди центристски
настроенных избирателей.
Чтобы справиться с экономическим спадом, Мейджор в сентябре 1992
увеличил максимальные процентные ставки и снял ограничения на свободные
колебания курса фунта. Эти меры только усугубили спад, который все же
закончился в 1993, однако внутри самой консервативной партии разгорелась
борьба по вопросу о европейской интеграции. К этому времени ЕЭС
трансформировалось в Европейский союз (ЕС). Некоторые консерваторы, т.н.
евроскептики, решительно выступали против более тесной интеграции.