Отдых с Hiz
Пятница, 19.04.2024, 15:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Путеводитель по странам Hiz:
|Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Бельгия [17]
Андорра [9]
Англия-Великобритания [19]
Германии [26]
Дания [10]
Италия [18]
Исландия [9]
Латвия [7]
Мальта [7]
Нидерланды [11]
Польша [11]
Словакия [7]
Финляндия [8]
Хорватия [7]
Чехия [9]
Швеция [9]
Австрия [15]
Болгария [12]
Венгрия [13]
Греция [17]
Испания [13]
Ирландия [8]
Литва [8]
Монако [9]
Норвегия [10]
Португалия [8]
Словения [7]
Франция [10]
Черногория [6]
Швейцария [9]
Эстония [5]
Статистика
Форма входа
Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » Страны Европы » Норвегия

История Норвегии часть вторая
Надежда консервативного кабинета Станга добиться большинства на выборах в стортинг в 1894 г. оказалась тщетной: левая потеряла несколько мест, но все же располагала в новом стортинге большинством 59 против 55 умеренных и консерваторов. Кабинет Станга подал 31 января 1895 г. прошение об отставке. Король вступил в переговоры с левой парламента, требуя от неё некоторых обязательств относительно дальнейшего её образа действий, и когда такие обязательства даны не были, категорически отказался принять отставку Станга (3 апреля 1895 г.). Вследствие этого оппозиция левой стороны стортинга крайне обострилась; раздавались речи столь резкие по тону и содержанию, каких раньше нельзя было в нём услышать. Однако, кабинету Станга удалось добиться от стортинга согласия на ведение переговоров со Швецией, для чего был выбран парламентами комитет соглашения из 7 шведов и 7 норвежцев (в ноябре 1895 г.). Ещё раньше, в октябре, м-во Станга окончательно вышло в отставку, уступив место коалиционному кабинету Гагерупа, состоявшему из представителей всех партий стортинга. Однако, дело примирения шло плохо. В 1896 г. стортинг, ничтожным большинством голосов (41 против 40), постановил заменить шведско-норвежский флаг исключительно норвежским. Постановление сделано было во второй раз, и король вторично отказал в своей санкции. В ответ на это стортинг опять таки ничтожным большинством (58 против 56) отклонил внесенное консерваторами предложение вновь возвысить цивильный лист короля и кронпринца до прежнего уровня 326000 крон первому и 88000 крон второму, на котором он стоял до 1893 г. Участие Н. в Стокгольмской выставке, предложенное шведским правительством, было принято также ничтожным большинством (58 против 56). Обсуждение шведско-норвежского торгового договора с Японией дало повод к резким нападениям против Гагерупа, который, по мнению радикалов, пренебрег интересами Н. в пользу Швеции; тем не менее договор был утвержден, хотя и ничтожным большинством голосов. В то время, когда в других странах Европы за усиление армии стоят обыкновенно консерваторы, а либералы и радикалы борются против него, в Н. происходило как раз обратное: предложенное правительством Гагерупа усиление и перевооружение армии было не только принято стортингом, но даже расходы на реформу были значительно увеличены сравнительно с требованием правительства, потому что Н. серьёзно считалась с возможностью войны со Швецией. В 1896—1897 гг. стортингом было проведено несколько важных законопроектов в области конституционного и социального законодательства. Право голосования при выборах в стортинг предоставлено лицам, находящимся вне пределов Н. (см. выше, Государственное устройство). Значительно расширено избирательное право при выборах в органы местного самоуправления. Требование радикалов о распространении права голоса на женщин было отклонено. Законом 1897 г. была назначена уголовная санкция в дополнение к постановлению конституции, в силу которого стортинг имеет право вызывать к себе каждое лицо по делам государства, за исключением короля и членов королевской фамилии. Лица, таким образом вызванные и не явившиеся на призыв стортинга, подвергаются штрафу в размере от 1000 до 10000 крон; всякое заявление, сделанное вызванным, по своим юридическим последствиям приравнивается к заявлению, сделанному под присягой. Этот закон был уже вотирован в 1894 г., но тогда король отказал ему в своей санкции; на этот раз он её дал. В 1897 г. постановлено закрытие в праздничные дни значительного числа торгово-промышленных предприятий. В том же 1897 г. выработана новелла к закону 1894 г. о страховании рабочих от несчастных случаев.

Выборы в стортинг в 1897 г. дали торжество левой, которая провела 79 своих представителей, тогда как число членов правой понизилось с 55 до 35. Таким образом левая располагала достаточным большинством как для пересмотра конституции, так и для обвинительного приговора против членов государственного совета (министерства). Первым результатом выборов был выход в отставку министерства Гагерупа. 18 февраля 1898 г. был сформирован радикальный кабинет, под председательством бывшего премьера Стеена. В 1898 г. проведена реформа избирательного права. Число избирателей, в 1880-х годах не превышавшее 6 % населения, к 1897 г. поднявшееся до 11 %, этой реформой сразу поднято до 20 %. В марте 1898 г. шведско-норвежский комитет соглашения представил парламентам обеих стран свой доклад, из которого оказалось, что соглашения не последовало. Шведы настаивали на сохранении общего шведско-норвежского министра иностранных дел. Среди норвежских членов обнаружились разногласия; большинство (умеренное) согласилось на временное сохранение общих консулов, с тем, чтобы по истечении нескольких лет были назначены отдельные норвежские консулы; меньшинство (радикальное), действовавшее под влиянием торжества радикалов на выборах, настаивало на немедленном назначении норвежского министра иностран. дел и норвежских консулов. В ноябре 1898 г. стортинг в третий раз принял постановление о замене шведско-норвежского флага флагом норвежским. Король вновь отказал в санкционировании этого закона, и проект стал законом без его санкции, как принятый подряд тремя стортингами. Члены норвежского государственного совета (министерства) усиленно советовали королю не подрывать своего авторитета отказом в санкции этого проекта, практически совершенно бесполезным; но король упорно стоял на своем, ссылаясь на то, что шведско-норвежский флаг был принят в свое время норвежским народом с восторгом и что он с честью развевался на всех океанах. 15 февраля Густав заявил, что на Гаагской мирной конференции Швеция и Н. будут представлены одним общим делегатом, а не двумя делегатами, как того желает норвежский стортинг. Это решение было одним из ближайших поводов того, что при въезде Густава в Христианию он был встречен враждебной манифестацией со стороны народа; напротив, при обратном въезде в Стокгольм он был восторженно встречен шведским народом. Резче чем когда-либо здесь сказалось, что борьба между Швецией и Н. ведется не только правительствами, но и народами, из которых каждый в этом вопросе был почти единодушен. В мае 1899 г. стортинг без дебатов единогласно вотировал экстраординарный кредит на армию и флот в размере 11,5 миллионов крон. 11 мая король Оскар вновь принял в свои руки управление страной.

В начале 1905 г. Гагеруп вышел в отставку и был заменен Михельсеном. В мае 1905 г. через стортинг прошёл новый избирательный закон, которым введены прямые выборы, установлено единоличное избрание по округам и число членов стортинга увеличено с 114 до 123. Разделение на округа, однако, произведено не с полной правильностью, в силу стремления дать по возможности каждому городу (свыше 2000 жителей) отдельного депутата; вследствие этого городки с 2000 жителей имеют депутата, а Христиания с населением свыше 200 тысяч — только 5 депутатов. В начале 1905 г. король Оскар по болезни уступил королевскую власть своему наследнику Густаву, антипатичному норвежцам. Через стортинг прошёл закон о разделении шведско-норвежского министерства иностран. дел на два особых и о создании особых норвежских консульств; Густав отказался его санкционировать; министерство Михельсена ответило выходом в отставку. Регент, после неудачных попыток сформировать новый кабинет, отказался её принять. Тогда стортинг единогласно, 7 июня 1905 г., принял постановление о расторжении унии со Швецией. Не желая, однако, доводить дело до войны, стортинг всеми голосами против 4-х социал-демократов постановил просить Оскара II разрешить одному из его младших сыновей занять место короля Н.; социал-демократы, вотировавшие против этого предложения, желали воспользоваться удобным случаем, чтобы провозгласить Н. республикой. Принятая стортингом резолюция гласила: «ввиду того, что все члены министерства отказались от своих должностей; ввиду заявления короля, что он не в состоянии составить новое правительство; ввиду того, что конституционная королевская власть этим самым перестала исполнять свои функции, — стортинг поручает членам министерства, подавшего теперь в отставку, временно облечься властью, принадлежащей королю и, под названием норвежского правительства, править страной на основании конституции норвежского королевства и действующих законов, внеся в них те изменения, которые неизбежно вызываются разрывом унии, связывавшей Норвегию со Швецией под властью одного короля, который перестал исполнять свои функции короля норвежского». Одновременно с этой резолюцией стортинг постановил составить адрес королю Оскару, где настойчиво проводилась мысль, что характер унии истолковывается Швецией неправильно. Солидарность интересов и непосредственное единение более ценны, чем политические узы; уния стала опасностью для этого единения; уничтожение унии не связано с неприязненным чувством ни по отношению к шведскому народу, ни по отношению к династии. В заключение стортинг выражал надежду, что новый выбор короля приготовит для Норвегии новую эру спокойной работы и истинно дружественных отношений к народу Швеции и её королю, к личности которого норвежский народ неизменно сохранит чувства уважения и преданности. В прокламации стортинга к норвежскому народу была высказана надежда, что норвежский народ будет жить в мире и согласии со всеми народами, в особенности со шведским, с которым его связывают многочисленные естественные узы. Министерство составило адрес королю, в котором, упомянув о решении его не принимать их отставки, заявляло, что в силу конституции король обязан дать стране конституционное правительство. С того момента, когда король воспрещает образование ответственного кабинета, норвежская королевская власть перестает функционировать. Политика короля по вопросу о реорганизации консульского законодательства несовместима с конституционным режимом; никакое другое правительство не расположено взять на себя ответственность за эту политику, а нынешний кабинет не может принять в ней участие. Король Оскар протестовал против образа действий стортинга и не согласился на вступление одного из сыновей на норвежский трон, ссылаясь на произведенное стортингом нарушение конституции. С формальной точки зрения такое нарушение несомненно имело место, так как акт унии со Швецией является в Н. конституционным актом и в качестве такового мог быть изменен или отменен только после двухкратного принятия в двух последовательных стортингах и согласия короны. С норвежской стороны отвечали на это, что первым вступил на дорогу нарушения конституции король, отказавший в санкции принятому стортингом закону, давший отставку министерству и не смогший сформировать нового, так что вся деятельность его происходила без контрассигнации ответственного перед стортингом министерства. В ответ на это заявление король обратился с посланием к президенту норвежского стортинга, в котором доказывал, что он не перешёл за пределы прав, предоставленных ему конституцией, а норвежский стортинг совершил революционный акт. В первое время после этих переговоров король явно вел дело к войне; в свою очередь и норвежское временное правительство, во главе которого стоял Михельсен, энергично готовилось к ней. Имя короля перестали поминать на богослужении в церквах; правосудие стали отправлять от имени временного правительства, которому единодушно присягнула вся армия. Все норвежцы, состоявшие на дипломатической службе Швеции и Н., вышли в отставку; только посланник в Вашингтоне, Грип, остался на своем посту. Временным правительством было организовано министерство иностранных дел, но назначить консулов оно не могло до признания его европейскими державами. 20 июня открылась сессия шведского риксдага. Президент шведского совета министров заявил, что прибегать к мерам насилия не входит в интересы Швеции, и высказался за переговоры с Н. Опасность войны была предотвращена. Норвежское временное правительство, желая найти опору в народе, обратилось к референдуму, до тех пор в Н. не практиковавшемуся. 13 августа 1905 г. состоялось всенародное голосование о разрыве унии с Швецией; референдуму предшествовала страстная агитация. Результат превзошёл самые пылкие ожидания: за разрыв с Швецией подано 321 197 голосов, против — всего 161 голос; приняли участие в голосовании 81 % всех лиц, имеющих право голоса. 31 августа открылась конференция шведских и норвежских делегатов, избранных парламентами обеих стран. На конференции обе стороны пришли к соглашению, на основании которого Н. обязалась срыть укрепления, находящиеся вблизи границы. В стортинге это вызвало недовольство на крайней левой, но большинством голосов Карльстадтская конвенция была ратификована и, после ратификации её и шведским риксдагом, вступила в силу. Вслед за этим на очередь стал вопрос о том, должна ли Н. быть монархией или республикой. В стране велась оживленная агитация; за учреждение республики стояли социал-демократы и радикалы. Вся правая, напротив, настаивала на монархической форме правления, указывая на то, что норвежская конституция является наиболее республиканской в мире и даже в качестве королевства Н. останется в действительности республикой, только с наследственным президентом, власть которого более ограничена, чем власть английского короля или французского президента республики. Республика может уединить Н. в политическом отношении, тогда как король, особенно если королем будет избран принц Карл датский, принесет с собой и союз с целым рядом держав. По-видимому, это соображение имело решающее влияние; как стортинг, так и народ на референдуме установили монархическую форму правления и избрали королем Карла, принца датского, который вступил на престол под именем Гакона VII. В ноябре 1905 г. Михельсен внес в стортинг предложение установить цивильный лист норвежского короля в 700000 крон на все время его царствования (до сих пор цивильный лист установлялся на год). Крайняя левая протестовала как против удвоения размеров цивильного листа, так и против фиксации его на долгий срок. Тем не менее обе меры были приняты большинством 100 гол. против 11.

Период мирного развития (1905–1940). Достижение полной политической независимости совпало с началом ускоренного промышленного развития. В начале 20 в. норвежский торговый флот пополнился за счет пароходов, а китобойные суда стали промышлять в водах Антарктики. Длительный период у власти находилась либеральная партия Венстре, которая провела ряд социальных реформ, включая полное предоставление избирательных прав женщинам в 1913 (Норвегия в этом отношении выступила пионером среди европейских государств) и принятие законов об ограничении иностранных капиталовложений.

Во время Первой мировой войны Норвегия сохраняла нейтралитет, хотя норвежские моряки плавали на судах союзников, прорывавших блокаду, организованную германскими подводными лодками. В знак признательности Норвегии за поддержку страны Антанты в 1920 предоставили ей суверенитет над архипелагом Свальбард (Шпицберген). Тревоги военного времени помогли осуществить примирение со Швецией, и Норвегия впоследствии играла более активную роль в международной жизни по линии Лиги наций. Первым и последним президентами этой организации были норвежцы.

Во внутренней политике межвоенный период ознаменовался усилением влияния Норвежской рабочей партии (НРП), которая зародилась в среде рыбаков и арендаторов крайнего севера, а затем получила поддержку промышленных рабочих. Под влиянием революции в России революционное крыло этой партии в 1918 одержало верх и некоторое время партия входила в состав Коммунистического Интернационала. Однако после откола социал-демократов в 1921 НРП разорвала отношения с Коминтерном (1923). В том же году образовалась самостоятельная Коммунистическая партия Норвегии (КПН), и в 1927 социал-демократы вновь объединились с НРП. В 1935 у власти находилось правительство из умеренных представителей НРП при поддержке Крестьянской партии, которая отдала свои голоса в обмен на субсидии сельскому хозяйству и рыболовству. Несмотря на неудачный эксперимент с сухим законом (отменен в 1927) и массовую безработицу, порожденную кризисом, Норвегия достигла успехов в сфере здравоохранения, жилищного строительства, социального обеспечения и развития культуры.

Вторая мировая война. 9 апреля 1940 Германия неожиданно напала на Норвегию. Страна была застигнута врасплох. Только в районе Осло-фьорда норвежцы смогли оказать упорное сопротивление врагу благодаря надежным оборонительным укреплениям. В течение трех недель германские войска рассредоточились по внутренним районам страны, не позволяя объединиться отдельным соединениям норвежской армии. Портовый город Нарвик на крайнем севере был отбит у немцев через несколько дней, но поддержка союзников оказалась недостаточной, и, когда Германия предприняла наступательные операции в Западной Европе, союзные войска пришлось эвакуировать. Король и правительство бежали в Великобританию, где продолжали руководить торговым флотом, небольшими пехотными подразделениями, военно-морскими и военно-воздушными силами. Стортинг предоставил королю и правительству полномочия на руководство страной из-за рубежа. Помимо правящей НРП в состав правительства с целью его укрепления были введены члены других партий.

В Норвегии было создано марионеточное правительство во главе с Видкуном Квислингом. Помимо актов саботажа и активной подпольной пропаганды руководители Сопротивления тайно наладили военное обучение и переправили много молодых людей в Швецию, где было получено разрешение на обучение «полицейских формирований». Король и правительство вернулись в страну 7 июня 1945. В судебном порядке было возбуждено ок. 90 тыс. дел по обвинению в государственной измене и других правонарушениях. Квислинг вместе с 24 изменниками был расстрелян, 20 тыс. человек были осуждены на тюремное заключение.

Норвегия после 1945. НРП на выборах 1945 впервые получила большинство голосов и оставалась у власти в течение 20 лет. За этот период избирательная система была трансформирована путем отмены статьи конституции о предоставлении 2/3 мест в Стортинге депутатам от сельских районов страны. Регулирующая роль государства была расширена до планирования в масштабах всей страны. Был введен государственный контроль за ценами на товары и услуги. Финансово – кредитная политика правительства помогла удерживать довольно высокие темпы роста экономических показателей даже в период мирового спада в 1970-х годах. Необходимые средства на расширение производства были получены за счет крупных иностранных займов под будущие доходы от добычи нефти и газа на шельфе Северного моря.

Норвегия стала активным членом ООН. Норвежец Трюгве Ли, бывший лидер НРП, занимал пост генерального секретаря этой международной организации в 1946–1952. С началом холодной войны Норвегия сделала свой выбор в пользу Западного альянса. В 1949 страна вступила в НАТО.

До 1963 власть в стране прочно удерживала Норвежская рабочая партия, хотя уже в 1961 она утратила абсолютное большинство в Стортинге. Оппозиция, недовольная расширением государственного сектора, ждала подходящего случая для того, чтобы отстранить правительство НРП. Воспользовавшись скандалом, связанным с расследованием катастрофы на угольной шахте на Шпицбергене (погиб 21 человек), ей удалось сформировать правительство Й.Люнге из представителей «несоциалистических» партий, но оно продержалось лишь около месяца. Вернувшись на пост, социал-демократический премьер-министр Герхардсен предпринял ряд популярных мер: переход к равной оплате труда для мужчин и женщин, увеличение государственных расходов на социальное обеспечение. Введение месячного оплачиваемого отпуска. Но это не предотвратило поражения НРП на выборах 1965. Новое правительство из представителей партий Центра, Хёйре, Венстре и Христианской народной возглавил лидер центристов – агроном Пер Бортен. Кабинет в целом продолжал социальные реформы (ввел единую систему социального обеспечения, включая всеобщую пенсию по старости, пособия на детей и др.), но одновременно провел новый вариант налоговой реформы в пользу предпринимателей. Одновременно в правящей коалиции обострялись разногласия по вопросу об отношении с ЕЭС. Центристы и часть либералов возражали против планов вступления в ЕЭС, и их позицию разделяли многие жители страны, опасаясь, что европейская конкуренция и координация нанесут удар по норвежскому рыболовству и судостроению. Однако пришедшее к власти в 1971 социал-демократическое правительство меньшинства во главе с Трюгве Браттели добивалось присоединения к Европейскому сообществу и провело в 1972 референдум по этому вопросу. После того, как большинство норвежцев проголосовало против, Браттели подал в отставку и уступил место правительству меньшинства трех центристских партий (ХНП, ПЦ и Венстре) во главе с Ларсом Корвальдом. Оно заключило договор о свободной торговле с ЕЭС.

Победив на выборах 1973, НРП вернулась к власти. Кабинеты меньшинства формировали ее лидеры Браттели (1973–1976). Одвар Нурдли (1976–1981) и Гру Харлем Брунтланд (с 1981) – первая в истории страны женщина – премьер-министр.

Правоцентристские партии усилили свое влияние на выборах в сентябре 1981, и лидер консервативной партии (Хёйре) Коре Виллок сформировал первое с 1928 правительство из членов этой партии. В это время экономика Норвегии находилась на подъеме благодаря быстрому росту добычи нефти и высоким ценам на мировом рынке.

В 1980-х годах важную роль приобрели экологические проблемы. В частности, леса Норвегии сильно пострадали от кислотных дождей, вызванных выбросом в атмосферу загрязняющих веществ промышленными предприятиями Великобритании. В результате аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 значительный ущерб был нанесен норвежскому оленеводству.

После выборов 1985 переговоры между социалистами и их оппонентами зашли в тупик. Падение цен на нефть породило инфляцию, возникли проблемы с финансированием программ социального обеспечения. Виллок ушел в отставку, и к власти вернулась Брунтланд. Результаты выборов 1989 затруднили формирование коалиционного правительства. Консервативное правительство несоциалистического меньшинства под руководством Яна Сюсе прибегло к непопулярным мерам, что стимулировало рост безработицы. Через год оно ушло в отставку в связи с разногласиями по вопросу о создании Европейского экономического пространства. Рабочая партия во главе с Брутланд вновь сформировала правительство меньшинства, которое в 1992 возобновило переговоры о вступлении Норвегии в ЕС.

На выборах 1993 Рабочая партия осталась у власти, но не получила большинства мест в парламенте. Консерваторы – от самых правых (Партия прогресса) до самых левых (Народная социалистическая партия) – все более утрачивали свои позиции. Партия центра, выступавшая против вступления в ЕС, получила втрое больше мест и выдвинулась на второе место по влиянию в парламенте.

Новое правительство вновь поставило на обсуждение вопрос о вступлении Норвегии в ЕС. Это предложение активно поддержали избиратели от трех партий – Рабочей, Консервативной и Партии прогресса, живущие в городах на юге страны. Партия центра, выражающая интересы сельского населения и фермеров, большей частью настроенных против ЕС, возглавила оппозицию, получив поддержку крайних левых и христианских демократов. На всенародном референдуме в ноябре 1994 норвежские избиратели, невзирая на положительные итоги голосования в Швеции и Финляндии несколькими неделями раньше, вновь отвергли участие Норвегии в ЕС. В голосовании участвовало рекордно большое число избирателей (86,6%), из них против членства в ЕС высказались 52,2%, а за вступление в эту организацию – 47,8%.

В 1990-х Норвегия подверглась растущей международной критике в связи с отказом прекратить коммерческий забой китов. В 1996 Международная комиссия по рыболовству подтвердила запрет на экспорт продуктов китобойной промышленности из Норвегии.

В мае 1996 вспыхнул самый крупный за последнее время трудовой конфликт в кораблестроении и металлургии. После забастовки, охватившей всю отрасль, профсоюзам удалось добиться снижения пенсионного возраста с 64 до 62 лет.

В октябре 1996 премьер-министр Брунтланд ушла в отставку в надежде обеспечить своей партии лучшие шансы на предстоящих парламентских выборах. Новый кабинет возглавил председатель НРП Турбьёрн Ягланд. Но это не помогло НРП выиграть выборы, несмотря на упрочение экономики, сокращение безработицы и снижение инфляции. Престиж правящей партии подрывали внутренние скандалы. Подали в отставку министр планирования, обвиненный в прежних финансовых манипуляциях во время пребывания в должности торгового менеджера, министр энергетики (в период нахождения на посту министра юстиции она санкционировала практику незаконных слежек), а также министр юстиции, которую критиковали за ее позицию в вопросе предоставления права на убежище для иностранных граждан. Потерпев поражение на выборах в сентябре 1997, кабинет Ягланда ушел в отставку.

Правоцентристские партии все еще не имели общей позиции по вопросу об участии в ЕС. Партия прогресса, выступавшая против иммиграции и за рациональное использование нефтяных ресурсов страны, на этот раз приобрела больше мест в Стортинге (25 против 10). Умеренные правоцентристские партии отказались от любого сотрудничества с Партией прогресса. Лидер ХНП Кьелль Магне Бундевик, в прошлом лютеранский пастор, сформировал коалицию из трех центристских партий (ХНП, Партия центра и Венстре), представлявших только 42 из 165 депутатов Стортинга. На этой основе образовалось правительство меньшинства.

В начале 1990-х годов Норвегия добилась роста благосостояния за счет широкомасштабного экспорта нефти и газа. Резкое падение мировых цен на нефть в 1998 тяжко отразилось на бюджете страны, и в правительстве произошел настолько сильный разлад, что премьер-министр Бундевик вынужден был взять месячный отпуск для «восстановления душевного равновесия».В 1990-х Норвегия подверглась растущей международной критике в связи с отказом прекратить коммерческий забой китов. В 1996 Международная комиссия по рыболовству подтвердила запрет на экспорт продуктов китобойной промышленности из Норвегии.

В мае 1996 вспыхнул самый крупный за последнее время трудовой конфликт в кораблестроении и металлургии. После забастовки, охватившей всю отрасль, профсоюзам удалось добиться снижения пенсионного возраста с 64 до 62 лет.

В октябре 1996 премьер-министр Брунтланд ушла в отставку в надежде обеспечить своей партии лучшие шансы на предстоящих парламентских выборах. Новый кабинет возглавил председатель НРП Турбьёрн Ягланд. Но это не помогло НРП выиграть выборы, несмотря на упрочение экономики, сокращение безработицы и снижение инфляции. Престиж правящей партии подрывали внутренние скандалы. Подали в отставку министр планирования, обвиненный в прежних финансовых манипуляциях во время пребывания в должности торгового менеджера, министр энергетики (в период нахождения на посту министра юстиции она санкционировала практику незаконных слежек), а также министр юстиции, которую критиковали за ее позицию в вопросе предоставления права на убежище для иностранных граждан. Потерпев поражение на выборах в сентябре 1997, кабинет Ягланда ушел в отставку.

В 1990-е годы королевская семья привлекла внимание средств массовой информации. В 1994 незамужняя принцесса Мерта-Луиза оказалась вовлеченной в бракоразводный процесс в Великобритании. В 1998 король и королева подверглись критике за чрезмерное расходование государственных средств на устройство своих апартаментов.

Норвегия активно участвует в международном сотрудничестве, в частности в урегулировании ситуации на Ближнем Востоке. В 1998 Брунтланд была назначена генеральным директором Всемирной организации здравоохранения. Йенс Столтенберг выполнял обязанности Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Норвегия продолжает подвергаться критике защитниками окружающей среды за игнорирование соглашений об ограничении промысла морских млекопитающих – китов и тюленей.

Парламентские выборы 1997 не выявили однозначного победителя. Премьер-министр Ягланд ушел в отставку, поскольку его НРП потеряла 2 места в Стортинге по сравнению с 1993. Крайне правая «Партия прогресса» увеличила свое представительство в законодательном органе с 10 до 25 депутатов: поскольку остальные буржуазные партии не желали вступать с ней в коалицию, это вынуждало ее создать правительство меньшинства. В октябре 1997 лидер ХНП Кьелль Магне Бондевик сформировал трехпартийный кабинет с участием «Партии центра» и либералов. Правительственные партии имели всего 42 мандата. Правительство сумело удержаться у власти до марта 2000 и пало, когда премьер-министр Бондевик выступил против проекта строительства газовой электростанции, которая, по его мнению, могла оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Новое правительство меньшинства сформировал лидер НРП Йенс Стольтенберг. В 2000 власти продолжили приватизацию, продав треть акций государственной нефтяной компании.

Правительству Стольтенберга была также суждена недолгая жизнь. На новых парламентских выборах, состоявшихся в сентябре 2001, социал-демократы потерпели тяжелое поражение: они лишились 15% голосов, показав худший результат со времени Второй мировой войны.

После выборов 2001 к власти вернулся Бондевик, который сформировал коалиционное правительство с участием консерваторов и либералов. Правительственные партии имели всего 62 места из 165 в парламенте. Представители «Партии прогресса» не были включены в состав кабинета, но оказывали ему поддержку в Стортинге. Однако этот союз не отличался устойчивостью. В ноябре 2004 «Партия прогресса» отказала кабинету в поддержке, обвинив его в недостаточном финансировании больниц и госпиталей. Кризис удалось предотвратить в результате интенсивных переговоров. Правительство Бондевика подверглось критике также за его действия в связи с разрушительным землетрясением и цунами в Юго-Восточной Азии, которые унесли жизнь многих норвежских туристов. Левая оппозиция усилила в 2005 агитацию против правительства, осудив проект развития частных школ.

В нач. 2000-х Норвегия переживала экономический подъем, связанный с нефтяным бумом. Весь период (кроме 2001) наблюдался устойчивый экономический рост, за счет нефтяных доходов был накоплен резервный фонд объемом в 181,5 млрд. долл. США, средства которого были размещены за рубежом. Оппозиция призывала использовать часть средств для увеличения расходов на социальные нужды, обещала снизить налоги на лиц с низкими и средними доходами и т.д.

Доводы левых были поддержаны норвежцами. На парламентских выборах в сентябре 2005 победила оппозиционная левая коалиция в составе НРП, «Социалистической левой партии» и «Партии центра». Лидер НРП Стольтенберг в октябре 2005 занял пост премьер-министра. Между победившими партиями сохраняются разногласия по вопросам о вступлении в ЕС (НРП поддерживает такой шаг, СЛП и ПЦ выступают против), о членстве в НАТО, об увеличении добычи нефти и строительстве газовой электростанции.
Категория: Норвегия | Добавил: Vates (27.07.2010)
Просмотров: 1265 | Теги: Мировые столицы, куда поехать, достопримечательности, памятники, где отдохнуть., мировая культура, необычные города | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
You need to upgrade your Flash Player or to allow javascript to enable Website menu.
Get Flash Player
Поиск по сайту
Друзья сайта
  • Hiz

  • Copyright Hiz © 2011 - 2024 by Besenen | Создать бесплатный сайт с uCoz