Отдых с Hiz
Четверг, 25.04.2024, 23:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Путеводитель по странам Hiz:
|Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Бельгия [17]
Андорра [9]
Англия-Великобритания [19]
Германии [26]
Дания [10]
Италия [18]
Исландия [9]
Латвия [7]
Мальта [7]
Нидерланды [11]
Польша [11]
Словакия [7]
Финляндия [8]
Хорватия [7]
Чехия [9]
Швеция [9]
Австрия [15]
Болгария [12]
Венгрия [13]
Греция [17]
Испания [13]
Ирландия [8]
Литва [8]
Монако [9]
Норвегия [10]
Португалия [8]
Словения [7]
Франция [10]
Черногория [6]
Швейцария [9]
Эстония [5]
Статистика
Форма входа
Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » Страны Европы » Испания

История Испании
ИСТОРИЯ ИСПАНИИ

Название «Испания» – финикийского происхождения. Римляне использовали его во множественном числе (Хиспаниае) для обозначения всего Пиренейского п-ова. В римское время Испания состояла сначала из двух, а затем из пяти провинций. После распада Римской империи они были объединены под властью вестготов, а после нашествия мавров в 711 н.э. на Пиренейском п-ове существовали христианские и мусульманские государства. Испания как политически целостное образование возникла после объединения Кастилии и Арагона в 1474.

Первобытное общество. Древнейшие следы пребывания человека найдены на нижнепалеолитической стоянке в Торральбе (пров. Сория). Они представлены рубилами раннеашельского типа вместе с черепами южного слона, костями носорога Мерка, этрусского носорога, лошади Стенона и других теплолюбивых видов животных. Неподалеку, в долине р.Мансанарес близ Мадрида, были найдены более совершенные орудия среднего палеолита (мустье). Первобытные люди тогда, вероятно, мигрировали через территорию Европы и достигли Пиренейского п-ова. Здесь в середине последнего оледенения развивалась позднепалеолитическая культура солютре.

В конце последнего оледенения на территории центральной и южной Франции и северной Испании существовала мадленская культура. Люди занимались охотой на северных оленей и других холодовыносливых животных. Они изготовляли из кремня резцы, проколки и скребки и шили одежду из шкур. Мадленские охотники оставили на стенах пещер изображения промысловых животных: бизонов, мамонтов, носорогов, лошадей, медведей. Рисунки наносились острым камнем и раскрашивались минеральными красками. Особенно известны рисунки на стенах пещеры Альтамира близ Сантандера. Основные находки орудий мадленской культуры приурочены к северным районам Пиренейского п-ова, и лишь отдельные находки сделаны на юге. Расцвет мадленской культуры, по-видимому, необходимо датировать временем от 15 тыс. до 12 тыс. лет назад.

В пещерах восточной Испании сохранились оригинальные изображения людей во время охоты, которые напоминают наскальные рисунки в центральной Сахаре. Возраст этих памятников трудно установить. Не исключено, что они создавались на протяжении длительного периода.

По мере улучшения климата в мезолите холодовыносливые животные вымирали, а типы каменных орудий изменились. Азильская культура, сменившая мадленскую, характеризовалась микролитическим каменным инвентарем и окрашенными или гравированными гальками с рисунками в виде полос, крестов, зигзагов, решеток, звезд, а иногда напоминающими стилизованные фигурки людей или животных. На северном побережье Испании, в Астурии, несколько позднее появились группы собирателей, питавшихся главным образом моллюсками. Это определило характер их орудий, предназначавшихся для отделения раковин от стенок береговых утесов. Эта культура получила название астурийской.

Развитие плетения корзин, земледелия, скотоводства, устройство жилищ и других форм социальной организации и закрепление традиций в виде законов ассоциируются с неолитической эпохой. В Испании неолитические топоры и керамические изделия впервые появились на юго-восточном побережье рядом с кучами кухонных отбросов, датируемых примерно 2500 лет до н.э. Возможно, к этому времени относятся древнейшие поселения Альмерии с оборонительными каменными валами и рвами, заполнявшимися водой. Важными занятиями населения были земледелие, охота и рыбная ловля.

В III тысячелетии до н.э. уже существовали многочисленные укрепленные городские поселения, окруженные полями, где выращивались зерновые культуры. В качестве гробниц использовались большие прямоугольные или трапециевидные каменные помещения.

Во II тысячелетии до н.э. благодаря открытию бронзы появились металлические орудия. В это время была заселена плодородная долина р.Гвадалквивир, и центр культуры переместился в западном направлении, став основой тартесской цивилизации, возможно, сопоставимой с упоминаемой в Библии богатой областью «Таршиш», которая была известна финикийцам. Эта культура распространилась также на север в долину р.Эбро, где положила начало греко-иберийской цивилизации. С тех пор эта территория была густо заселена родоплеменными общинами, которые занимались сельским хозяйством, добычей полезных ископаемых, изготовлением гончарных изделий и различных металлических орудий.

В начале I тысячелетия до н.э. через Пиренеи прокатились волны нашествий индоевропейских народов, главным образом кельтов. Первая миграция не шла за пределы Каталонии, но последующие достигли Кастилии. Большинство новых пришельцев предпочитали вести войны и пасти скот, а не заниматься земледелием.

Мигранты полностью смешались с местным населением в районе между верховьями рек Дуэро и Тахо, где археологи обнаружили следы более 50 поселений. Весь этот район получил название Кельтиберия. В случае нападения врагов Союз кельтиберийских племен мог выставить до 20 тыс. воинов. Он оказал сильное сопротивление римлянам при обороне своей столицы Нуманции, но римлянам все же удалось одержать победу.

Карфагеняне.
В начале I тысячелетия до н.э. искусные мореплаватели финикийцы достигли южного побережья Пиренейского п-ова и основали там торговый центр Гадир (Кадис), а греки обосновались на восточном побережье. После 680 до н.э. Карфаген стал основным центром финикийской цивилизации, и карфагеняне установили торговую монополию в Гибралтарском проливе. На восточном побережье были основаны иберийские города, напоминавшие греческие города-государства.
Карфагеняне торговали с Тартесской федерацией в долине р.Гвадалквивир, но практически не предпринимали попыток для ее завоевания до тех пор, пока не потерпели поражение от Рима в 1-й Пунической войне (264–241 до н.э.). Затем карфагенский военачальник Гамилькар создал Пуническую империю и перенес столицу в Картахену (Новый Карфаген). Его сын Ганнибал в 220 до н.э. напал на Сагунт, город, находившийся под защитой Рима, и в последовавшей войне карфагеняне вторглись в Италию, однако в 209 римляне захватили Картахену, прошли через территорию всей Андалусии и в 206 вынудили сдаться Гадир.

Римский период. Во время войны римляне установили полный контроль над восточным побережьем Пиренейского п-ова (т.н. Ближней Испанией), где наладили союз с греками, предоставив им власть над Карфагенской Андалусией и менее известными внутренними районами полуострова (т.н. Дальней Испанией). Вторгшись в долину р.Эбро, римляне в 182 до н.э. одержали победу над кельтиберийскими племенами. В 139 до н.э. были покорены лузитаны и кельты, преобладавшие в составе населения долины р.Тахо, войска римлян вошли на территорию Португалии и разместили свои гарнизоны в Галисии. Земли кантабров и других племен северного побережья были завоеваны в период между 29 и 19 до н.э.

К 1 в. н.э. Андалусия испытала сильное римское влияние, и местные языки были забыты. Римляне проложили сеть дорог во внутренней части Пиренейского п-ова, а местные племена, оказавшие сопротивление, были переселены в отдаленные районы. Южная часть Испании оказалась самой романизированной из всех провинций. Она дала первого провинциального консула, императоров Траяна, Адриана и Феодосия Великого, писателей Марциала, Квинтилиана, Сенеку и поэта Лукана. В таких крупных центрах Римской Испании, как Тарракон (Таррагона), Италика (близ Севильи) и Эмерита (Мерида), были сооружены памятники, арены, театры и ипподромы. Были возведены мосты и акведуки, а через морские порты (особенно в Андалусии) активно осуществлялась торговля металлами, оливковым маслом, винами, пшеницей и другими товарами.

Христианство проникло в Испанию через Андалусию во 2 в. н.э., и к 3 в. в главных городах уже существовали христианские общины. До нас дошли сведения о суровых преследованиях ранних христиан, а документы собора, состоявшегося в Илиберисе близ Гранады ок. 306, свидетельствуют, что христианская церковь имела хорошую организационную структуру еще до крещения римского императора Константина в 312.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
В испанской историографии сложилось своеобразное представление об испанских средних веках. Со времен итальянских гуманистов эпохи Возрождения установилась традиция считать нашествия варваров и падение Рима в 410 н.э. отправной точкой перехода от античной эпохи к Средневековью, а само Средневековье рассматривалось как постепенное приближение к эпохе Возрождения (15–16 вв.), когда вновь пробудился интерес к культуре античного мира. При изучении истории Испании особое значение придавалось не только крестовым походам против мусульман (Реконкисте), продолжавшимся несколько столетий, но и сам факт длительного сосуществования христианства, ислама и иудаизма на Пиренейском п-ове. Таким образом, средние века в этом регионе начинаются с момента мусульманского нашествия в 711 и заканчиваются захватом христианами последнего оплота ислама, Гранадского эмирата, изгнанием евреев из Испании и открытием Нового Света Колумбом в 1492 (когда произошли все эти события).

Вестготский период. После вторжения вестготов в Италию в 410 римляне использовали их для восстановления порядка в Испании. В 468 их король Эйрих расселил своих приверженцев в северной Испании. В 475 он даже обнародовал самый ранний письменный свод законов (кодекс Эйриха) в государствах, образованных германскими племенами. В 477 римский император Зенон официально признал переход всей Испании под власть Эйриха.

Вестготы приняли арианство, которое было осуждено как ересь на Никейском соборе в 325, и создали касту аристократов. Их жестокое обращение с местным населением, в основном католиками на юге Пиренейского п-ова, послужило причиной интервенции византийских войск Восточной Римской империи, которые оставались в юго-восточных районах Испании до 7 в.

Король Атанагильд (годы правления 554–567) сделал столицей Толедо и отвоевал Севилью у византийцев. Его преемник, Леовигильд (568–586), занял в 572 Кордову, реформировал законы в пользу католиков юга и попытался заменить выборную монархию вестготов на наследственную. Король Рекаред (586–601) объявил о своем отказе от арианства и обращении в католицизм и созвал совет, на котором убедил арианских епископов последовать его примеру и признать католицизм государственной религией. После его смерти наступила арианская реакция, но с восшествием на престол Сисебута (612–621) католичество вновь обрело статус государственной религии.

Свинтила (621–631), первый вестготский король, правивший всей Испанией, был возведен на престол епископом Исидором Севильским. При нем резиденцией католической церкви стал город Толедо. Реккесвинт (653–672) приблизительно в 654 обнародовал знаменитый свод законов «Либер Юдициорум». Этот выдающийся документ вестготского периода отменял имевшиеся правовые различия между вестготами и местными народами. После смерти Реккесвинта обострилась борьба между претендентами на престол в условиях выборной монархии. В то же время заметно ослабла власть короля, и непрерывные дворцовые заговоры и мятежи не прекращались вплоть до крушения вестготского государства в 711.

Арабское господство и начало Реконкисты. Победа арабов в битве на р.Гуадалете в Южной Испании 19 июля 711 и гибель последнего короля вестготов Родериха два года спустя в битве у Сегоюэлы предрешили судьбу вестготского королевства. Арабы стали называть захваченные ими земли Аль-Андалуз. До 756 они управлялись губернатором, который формально подчинялся дамасскому халифу. В том же году Абдаррахман I основал независимый эмират, а в 929 Абдаррахман III присвоил себе титул халифа. Этот халифат с центром в Кордове просуществовал до начала 11 в. После 1031 Кордовский халифат распался на множество мелких государств (эмиратов).

В известной мере единство халифата всегда было иллюзорным. Огромные расстояния и трудности сообщения усугублялись расовыми и племенными конфликтами. Между политически господствовавшим арабским меньшинством и берберами, составлявшими большинство мусульманского населения, сложились крайне враждебные отношения. Этот антагонизм еще больше обострился из-за того, что лучшие земли доставались арабам. Положение усугублялось наличием прослоек мулади и мосарабов – местного населения, в той или иной степени испытавшего мусульманское влияние.

Мусульмане фактически не смогли установить господства на крайнем севере Пиренейского п-ова. В 718 отряд воинов-христиан под началом легендарного вестготского предводителя Пелайо разбил мусульманскую армию в горной долине Ковадонга.

Постепенно продвигаясь к р.Дуэро, христиане занимали свободные земли, на которые не претендовали мусульмане. В то время образовалась пограничная область Кастилия (territorium castelle – в переводе «земля зáмков»); уместно заметить, что еще в конце 8 в. мусульманские летописцы называли ее Аль-Кила (зáмки). На ранних этапах Реконкисты возникли христианские политические образования двух типов, различавшиеся по географическому положению. Ядром западного типа было королевство Астурия, которое после перевода двора в Леон в 10 в. стало называться королевством Леон. Графство Кастилия превратилось в независимое королевство в 1035. Два года спустя Кастилия объединилась с королевством Леон и тем самым приобрела ведущую политическую роль, а вместе с ней и приоритетные права на земли, отвоеванные у мусульман.

В более восточных районах существовали христианские государства – королевство Наварра, графство Арагон, ставшее королевством в 1035, и различные графства, связанные с королевством франков. Изначально некоторые из этих графств были воплощением каталонской этно-лингвистической общности, центральное место среди них занимало Барселонское графство. Затем возникло графство Каталония, имевшее выход к Средиземному морю и ведшее оживленную морскую торговлю, в частности рабами. В 1137 Каталония присоединилась к королевству Арагон. Это государство в 13 в. значительно расширило свою территорию к югу (до Мурсии), присоединив также Балеарские о-ва.

В 1085 Альфонс VI, король Леона и Кастилии, захватил Толедо, и граница с мусульманским миром переместилась от р.Дуэро до р.Тахо. В 1094 кастильский национальный герой Родриго Диас де Бивар, известный под именем Сид, вошел в Валенсию. Однако эти крупные достижения были не столько результатом рвения крестоносцев, сколько следствием слабости и разобщенности правителей тайф (эмиратов на территории Кордовского халифата). В ходе Реконкисты случалось, что христиане объединялись с мусульманскими правителями или, получив от последних большую мзду (parias), нанимались защищать их от крестоносцев.

В этом смысле показательна судьба Сида. Он родился ок. 1040 в Биваре (близ Бургоса). В 1079 король Альфонс VI послал его в Севилью для сбора дани у мусульманского правителя. Однако вскоре после этого он не поладил с Альфонсом и был изгнан. В восточной Испании он вступил на путь искателя приключений, и именно тогда получил имя Сид (производное от араб. «сеид», т.е. «господин»). Сид служил таким мусульманским правителям, как эмир Сарагосы аль-Моктадир, и властителям христианских государств. С 1094 Сид стал править Валенсией. Скончался он в 1099.

Кастильский эпос Песнь о моем Сиде, написанный ок. 1140, восходит к более ранним устным преданиям и достоверно передает многие исторические события. Песнь не является хроникой крестовых походов. Хотя Сид сражается с мусульманами, в этом эпосе злодеями изображены вовсе не они, а христианские князья Карриона, придворные Альфонса VI, тогда как мусульманский друг и союзник Сида, Абенгальвон, превосходит их благородством.

Завершение Реконкисты.
Мусульманские эмиры оказались перед выбором: либо постоянно платить дань христианам, либо обратиться за помощью к единоверцам в Северной Африке. В конце концов эмир Севильи аль-Мутамид обратился за помощью к Альморавидам, создавшим мощное государство в Северной Африке. Альфонсу VI удалось удержать Толедо, но его армия была разбита при Салаке (1086); а в 1102, спустя три года после смерти Сида, пала и Валенсия.
Альморавиды отстранили от власти правителей тайф и на первых порах смогли объединить Аль-Андалуз. Но их власть ослабела в 1140-е годы, и к концу 12 в. их вытеснили Альмохады – мавры из марокканского Атласа. После того, как Альмохады потерпели тяжелое поражение от христиан в битве при Лас-Навас-де-Толоса (1212), их власть пошатнулась.

К этому времени сформировался менталитет крестоносцев, о чем свидетельствует жизненный путь Альфонса I Воителя, который правил Арагоном и Наваррой с 1102 по 1134. Во время его правления, когда еще были свежи воспоминания о первом крестовом походе, у мавров была отвоевана бóльшая часть долины р.Эбро, а французские крестоносцы вторглись в Испанию и взяли такие важные города, как Сарагоса (1118), Тарасона (1110) и Калатаюд (1120). Хотя Альфонс так и не смог осуществить свою мечту о походе в Иерусалим, он дожил до того момента, когда в Арагоне был учрежден духовно-рыцарский орден Тамплиеров, а вскоре в других районах Испании начали свою деятельность ордена Алькантара, Калатрава и Сантьяго. Эти могущественные ордена оказали большую помощь в борьбе с Альмохадами, удерживая стратегически важные пункты и налаживая хозяйство в ряде пограничных районов.

На протяжении 13 в. христиане добились значительных успехов и подорвали политическую власть мусульман почти на всем Пиренейском п-ове. Король Арагона Хайме I (годы правления 1213–1276) завоевал Балеарские о-ва, а в 1238 Валенсию. В 1236 король Кастилии и Леона Фердинанд III взял Кордову, Мурсия сдалась кастильцам в 1243, а в 1247 Фердинанд захватил Севилью. Сохранил независимость только мусульманский Гранадский эмират, просуществовавший до 1492. Реконкиста была обязана своими успехами не только военным действиям христиан. Большую роль сыграла также готовность христиан идти на переговоры с мусульманами и предоставлять им право проживания в христианских государствах, сохраняя свои веру, язык и обычаи. Например, в Валенсии северные территории были почти полностью очищены от мусульман, центральные и южные районы, кроме самого города Валенсия, населяли в основном мудехары (мусульмане, которым было разрешено остаться). Зато в Андалусии после крупного мусульманского восстания в 1264 политика кастильцев полностью изменилась, и почти все мусульмане были выселены.

Позднее Средневековье.
В 14–15 вв. Испанию раздирали внутренние конфликты и гражданские войны. С 1350 по 1389 велась длительная борьба за власть в королевстве Кастилия. Она началась с противостояния Педро Жестокого (правил с 1350 по 1369) и союза вельмож во главе с его незаконнорожденным сводным братом Энрике Трастамарским. Обе стороны стремились найти иностранную поддержку, в частности у Франции и Англии, которые были втянуты в Столетнюю войну.

В 1365 изгнанный из страны Энрике Трастамарский при поддержке французских и английских наемников захватил Кастилию и в следующем году провозгласил себя королем Энрике II. Педро бежал в Байонну (Франция) и, получив помощь от англичан, возвратил себе страну, разбив войска Энрике в сражении при Нахере (1367). После этого французский король Карл V помог Энрике вернуть трон. Войска Педро были разгромлены на равнинах Монтеля в 1369, а сам он погиб в единоборстве со своим сводным братом.

Но угроза существованию Трастамарской династии не исчезла. В 1371 Джон Гонт, герцог Ланкастерский, женился на старшей дочери Педро и стал претендовать на кастильский трон. В спор была вовлечена Португалия. Наследница трона вышла замуж за Хуана I Кастильского (годы правления 1379–1390). Последовавшее вторжение Хуана в Португалию закончилось унизительным поражением в битве при Алжубарроте (1385). Предпринятый в 1386 Ланкастером поход против Кастилии не имел успеха. В дальнейшем кастильцы откупились от его притязаний на трон, и обе стороны согласились на брак между Катариной Ланкастерской, дочерью Гонта, и сыном Хуана I, будущим кастильским королем Энрике III (годы правления 1390–1406).

После смерти Энрике III престол наследовал несовершеннолетний сын Хуан II, однако в 1406–1412 государством фактически правил Фердинанд, младший брат Энрике III, назначенный сорегентом. Кроме того, Фердинанду удалось отстоять свои права на престол в Арагоне после смерти тамошнего бездетного Мартина I в 1395; он правил там в 1412–1416, постоянно вмешиваясь в дела Кастилии и преследуя интересы своей семьи. Его сын Альфонс V Арагонский (годы правления 1416–1458), унаследовавший также сицилийский престол, прежде всего интересовался делами в Италии. Второй сын Хуан II был поглощен делами в Кастилии, хотя в 1425 он стал королем Наварры, а после смерти своего брата в 1458 унаследовал престол в Сицилии и Арагоне. Третий сын, Энрике, стал магистром ордена Сантьяго.

В Кастилии против этих «князей из Арагона» выступал Альваро де Луна, влиятельный фаворит Хуана II. Арагонская партия потерпела поражение в решающей битве при Ольмедо в 1445, но сам Луна впал в немилость и был казнен в 1453. Правление следующего кастильского короля, Энрике IV (1454–1474), привело к анархии. Энрике, не имевший детей от первого брака, развелся и вступил во второй брак. В течение шести лет королева оставалась бесплодной, в чем молва обвиняла ее супруга, получившего прозвище «Бессильный». Когда же у королевы родилась дочь, названная Хуаной, в простом народе и среди знати распространились слухи, что ее отец – не Энрике, а его фаворит Бельтран де ла Куэва. Поэтому Хуана получила презрительную кличку «Бельтранеха» (отродье Бельтрана). Под давлением оппозиционно настроенной знати король подписал декларацию, в которой признал своего брата Альфонса наследником престола, однако объявил эту декларацию недействительной. Тогда представители знати собрались в Авиле (1465), низложили Энрике и провозгласили королем Альфонса. Многие города встали на сторону Энрике, и началась гражданская война, которая продолжалась и после скоропостижной смерти Альфонса в 1468. В качестве условия прекращения мятежа знать выдвинула требование к Энрике назначить наследницей престола свою сводную сестру Изабеллу. Энрике дал на это согласие. В 1469 Изабелла вышла замуж за инфанта Арагонского Фернандо (который войдет в историю под именем испанского короля Фердинанда). После смерти Энрике IV в 1474 Изабелла была объявлена королевой Кастилии, а Фердинанд после смерти своего отца Хуана II в 1479 занял престол Арагона. Так совершилось объединение крупнейших королевств Испании. В 1492 пал последний оплот мавров на Пиренейском п-ове – Гранадский эмират. В том же году Колумб при поддержке Изабеллы совершил свою первую экспедицию в Новый Свет. В 1512 в Кастилию было включено королевство Наварра.

Средиземноморские приобретения Арагона имели важные последствия для всей Испании. Сначала под контроль Арагона попали Балеарские о-ва, Корсика и Сардиния, затем Сицилия. В правление Альфонса V (1416–1458) была завоевана Южная Италия. Чтобы управлять вновь приобретенными землями, короли назначали наместников или прокураторов (procuradores). Еще в конце 14 в. такие наместники (или вице-короли) появились в Сардинии, на Сицилии и Майорке. Аналогичная структура управления была воспроизведена в Арагоне, Каталонии и Валенсии в связи с тем, что Альфонс V надолго отлучался в Италию.

Власть монархов и королевских чиновников была ограничена кортесами (парламентами). В отличие от Кастилии, где кортесы были относительно слабыми, в Арагоне для принятия решений по всем важным законопроектам и финансовым вопросам было необходимо получить согласие кортесов. Между заседаниями кортесов королевских чиновников контролировали постоянные комитеты. Для надзора за деятельностью кортесов еще в конце 13 в. были созданы делегации городов. В 1359 в Каталонии была сформирована Генеральная депутация, главные полномочия которой сводились к сбору налогов и расходованию денежных средств. Сходные учреждения были созданы в Арагоне (1412) и Валенсии (1419).

Кортесы, будучи отнюдь не демократическими органами, представляли и отстаивали интересы зажиточных слоев населения в городах и сельской местности. Если в Кастилии кортесы были послушным орудием абсолютной монархии, особенно во время правления Хуана II, то в королевстве Арагон и входившей в его состав Каталонии была осуществлена другая концепция власти. Она исходила из того, что политическая власть изначально устанавливается свободными людьми путем заключения договора власть имущих с народом, в котором оговариваются права и обязанности обеих сторон. Соответственно, любое нарушение договоренности со стороны королевской власти считается проявлением тирании.

Такая договоренность между монархией и крестьянством существовала во время восстаний т.н. ременсов (крепостных) в 15 в. Выступления в Каталонии были направлены против ужесточения повинностей и закрепощения крестьян, особенно активизировались в середине 15 в. и стали поводом для гражданской войны 1462–1472 между каталонской Генеральной депутацией, поддерживавшей землевладельцев, и монархией, которая вступилась за крестьян. В 1455 Альфонс V отменил некоторые феодальные повинности, но лишь после очередного подъема крестьянского движения Фердинанд V в 1486 подписал в монастыре Гвадалупе (Эстремадура) т.н. «Гвадалупскую сентенцию» об отмене крепостного права, включая наиболее тяжкие феодальные повинности.


Категория: Испания | Добавил: Vates (26.07.2010)
Просмотров: 3286 | Теги: Мировые столицы, куда поехать, достопримечательности, памятники, где отдохнуть., мировая культура, необычные города | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
avatar
You need to upgrade your Flash Player or to allow javascript to enable Website menu.
Get Flash Player
Поиск по сайту
Друзья сайта
  • Hiz

  • Copyright Hiz © 2011 - 2024 by Besenen | Создать бесплатный сайт с uCoz