О Греции: языки, образование, культура и искусство, религия,
ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК
Официальным языком в Греции является греческий (новогреческий) язык. Для общения с туристами принят английский.
Греческий язык Греческий язык является государственным языком Греции и Кипра. На нем говорит более десяти миллионов человек. Современный греческий язык относится к балканской группе языков. И значительно отличается от древнегреческого языка, на котором творили великие Гомер и Софокл, Эврипид и Аристофан.
На протяжении многих веков греческий язык претерпевал большие изменения: менялись фонетическая система, проще становился грамматический строй, упрощалась орфография.
Начало формирования новогреческого языка относится к XV веку. А уже в конце XVIII и в начале XIX веков на новогреческом языке не только говорил народ, но и создаются прекрасные произведения литературы. Новогреческий язык становится языком нации.
История греческого языка Греческий язык относится к индоевропейской семье языков. Отделение совокупности греческих протодиалектов от остальных индоевропейских диалектов датируется приблизительно III тыс. до н.э. В начале II тыс. до н.э. протогреческие племена появились на Балканском полуострове. С севера полуостров заселяли дорийские племена, а с юга -- ахейские.
К моменту появления греков в средиземноморье оно уже представляло собой единый культурный регион, где уже существовали такие высокие культуры, как египетская и хеттская.
На Балканском полуострове в это время давно уже жили индоевропейские и неиндоевропейские племена. Неиндоевропейской, по всей вероятности, была высокоразвитая цивилизация о. Крит, пострадавшая в середине XV в. до н.э. от стихийных бедствий, от каких-то внутренних государственных причин, а также от вторжения враждебных племён, среди которых были и ахейцы. Эта культура оказала огромное влияние на культуру последних. Ахейцы позаимствовали у критян их слоговую письменность (так называемое "письмо А", до сих пор не разгаданное, и более позднее "письмо Б"), политическую организацию, основы ремёсел и искусства. По названию наиболее развитого ахейского государства того времени - Микен (одним из правителей их был "владыка племён" Агамемнон, возглавивший в середине XIII в. до н.э. поход ахейцев на Трою) - ахейская культура XIII - XI вв. до н.э. называется крито-микенской.
В конце II тыс. до н.э. началась эпоха миграции племён, живших на территории Европы и северных Балкан. Часть племён, населявших север Балкан, устремилась на юг. Среди этих племён были дорийцы, стоявшие, по всей видимости, на более низком уровне культурного развития, чем ахейцы. В результате дорийского нашествия и, возможно, каких-то стихийных бедствий, ахейская культура почти полностью погибла, вследствие чего греческим племенам впоследствии пришлось создавать свою культуру во многом заново (начиная, в частности, с письменности). Постепенно эти племена заселили острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии, а позже проникли на запад, заселив о. Сицилию и юг Аппенинского полуострова. Эта часть греческого мира получила название Великая Греция, в противоположность ?алой (Центральной) Греции.
Многие причины способствовали обособленности племён, и, как следствие, росту диалектных различий, в основном, на уровне фонетики. К числу таких причин можно отнести замкнутость родовой общины и географические особенности мест расселения (гористая местность и острова). В XII - IX вв. до н.э. на востоке греческого мира развиваются ионийские диалекты малоазийского побережья, части Эгейских островов и Аттики, диалект которых скоро выделяется в самостоятельный.
Центральные и отчасти восточные племена становятся носителями эолийских диалектов (о. Лесбос, прилегающее побережье Малой Азии, Фессалия, и Беотия на Балканах). Отдельную группу составляют дорийские диалекты Пелопоннеса и близкие к ним диалекты северо-западной части Эллады.
В VIII в. до н.э. наиболее развитой стала центральная часть малоазийского побережья (Иония). Начиная с этого времени, Иония стала областью формирования всех культурных основ эллинской жизни: экономики (здесь возникли центры торговли, ремесел, рабовладения (здесь формируются уникальные в истории человечества города-государства, основанные на прямой демократии - полисы), искусства (здесь формируются ордеры архитектуры, развивается скульптура и живопись), науки и философии и, наконец, закладываются основы литературного языка. Именно в VIII в. до н.э. созданы эпические поэмы "Илиада" и "Одиссея", приписываемые Гомеру. Таким образом, VIII в. до н.э. считается началом греческой литературы и началом истории греческого языка в его различных вариантах.
Бурное развитие вызвало необходимость в письменности. Древняя письменность, основанная на письме А и Б, была к тому времени утеряна. Новая письменность была создана, по всей видимости, на основе письменности финикийцев, народа, активно торговавшего в то время с греками.
VII - VI вв. до н.э. считается временем окончательного распада родовых коллективов, что привело к укреплению полисов. Это -- время возникновения лирики и драмы, которая достигает своего рассвета в последующее столетие. В этот период складывается жанровая дифференциация греческого языка.
Началом классического периода греческой истории считается время греко-персидских войн (500 -- 499 гг. до н.э.) В течении этого периода небольшие греческие полисы неоднократно объединялись в союзы под руководством Афин. Это дало возможность Афинам, центральному полису аттики, стать самым важным экономическим и культурным центром всего греческого мира. После греко-персидских войн наступает время рассвета афинской демократии, что во многом определялось деятельностью Перикла, который с 444 по 429 гг. до н.э. исполнял должность первого стратега Афин.
Возвышение Афин повлекло за собой рост престижа аттического диалекта Афин. Этому же способствовал и неслыханный расцвет литературного творчества в Афинах, появление различных философских школ, подъём ораторского искусства. Литература X - IV вв. до н.э. достигла высокой ступени развития, а язык литературных произведений - высокой степени стилистической обработанности.
В этот период писали великие афинские трагики: Эсхил (525 - 456), Софокл (496 - 406) и Эврипид (480 - 406) и комедиограф Аристофан. Тогда же складывается историческая проза, создателями которой были "отец истории" Геродот (484 - 425), писавший на ионийском диалекте, афиняне Фукидид (465 - 399) и Ксенофонт (430 - 350). В Афинах развивались различные виды красноречия: судебного (Лисий, 435 - 380), политического (Демосфен, 384 - 322) и торжественного (Исократ, 436 - 338).
При всей значимости аттического диалекта в то время, не теряли своего значения и ионийские диалекты, что постепенно вело к образованию "всеобщего языка", койне, как в разговорной речи, так и в литературном языке.
С конца IV б. до н.э. начинается кризис полисной системы. Ослабевшие в междуусобных конфликтах полисы один за одним попадали в подчинение к своему северному соседу - Македонии, усилившейся за время правления Филиппа (359 - 336) и его сына Александра Македонского (336 - 323). Главным политическим событием того времени явилось почти мгновенное, в исторических масштабах времени, создание Александром огромной империи, простиравшейся от Дуная до Инда. Это привело к усилению взаимовлияния греческой культуры и культур других народов, входивших в монархию Александра. В силу преобладания греческой культуры, эта эпоха получила название эллинизм. Её границами считаются 338 г. до н.э., год победы Филиппа над греками при Херонее, и 30 г. до н.э., год падения Египта, последнего государства диадохов - преемников Александра.
В это время в развитии греческой культуры и языка происходили серьёзные изменения. Греческие полисы постепенно теряли свою экономическую и культурную самостоятельность, и с III в. до н.э. центрами греческой культуры стали столицы сильнейших эллинистических государств - Александрия в Египте, где правили Птолемеи, а позже Антиохия в Сирии, управляемой Селевкидами.
В Александрии сосредоточилось значительное греческое население. Сюда съезжались настойчиво приглашаемые Птолемеями учёные, риторы, философы, поэты. Среди александрийских поэтов наиболее известны Каллимах (ок. 310 - 240), Аполлоний Родосский (ок. 295 - 215), Феоктит (первая половина III в. до н.э.).
На состояние греческого языка и на его дальнейшее развитие во многом повлияло происшедшее в это время изменение соотношения между письменной и устной речью. Если жизнь в полисах способствовала развитию устной речи, то жизнь в обширной империи Александра требовала расширения сфер применения письменного языка, что привело к перестройке образования и изменению литературных жанров. С этого времени, литературная и письменная речь развиваются в противоположных направлениях. Устная речь образует многочисленные местные варианты, смешиваются формы различных диалектов, но наряду с этим создаётся "всеобщий язык". В греческой науке этот вариант языка получил название александрийское койне, в русской -- общегреческое (или -ае) койне. С другой стороны, в письменном языке начинается сознательная консервация его классической аттической нормы V - VI вв. до н.э. и ионийско-аттического варианта литературного языка конца IV - III вв. до н.э., что повлияло на всю дальнейшую историю греческого языка.
II в. до н.э. - век существование в ещё достаточно престижной форме культуры материковй Греции и её дальнейшего развития в государствах диадохов. В то же время - это век быстрого усиления могущества Рима, который постепенно начинает завоевание Балкан. В 146 г. Римом был завоёван Коринф - один из крупнейших греческих полисов, после чего оставшиеся полисы один за другим потеряли свою самостоятельность. Создавшееся тогда положение было двойственным: с одной стороны, военная и экономическая мощь были на стороне римлян, с другой же - греки имели неоспоримое культурное превосходство над римлянами. В результате этого римская культура развивалась под сильнейшим греческим влиянием. Греческий язык, естесвенно, также испытывал сильное влияние латыни, которая стала государственным языком.
I - IV вв. н.э. называют эллинистическо-римским периодом в развитии греческой культуры. Реакцией на латинизацию греческих полисов стало Возрождение II в. н.э., отразившееся на дальнейшем развитии греческого языка. Нормой языка был объявлен язык аттической прозы V - IV вв. до н.э., уже достаточно архаичный к тому времени. Это направление в истории греческого языка получило название аттикизм. Оно препятствовало проникновению в язык новой лексики, некслассических грамматических форм, способствовало восстановлению форм, уже вышедших из употребления, что в сумме приводило к дальнейшему расхождению устной речи и письменного литературного языка. Этот процесс сопровождает греческий язык на протяжении всей его дальнейшей истории, включая и сегодняшний день.
Это же состояние принудительной консервации литературной нормы характерно и для всего тысячелетнего периода существования Византии. История Византии, или Ромейской Империи (название Византия было дано государсту уже после его распада), начинается в 330 г., когда была основана её столица - Константинополь. Спецификой языковой политики Византии было сохранение в письменной речи норм литературного языка аттического периода и эллинистической койне. Устный разговорный язык (основа новогреческого языка), продолжал развиваться независимо от этого.
В 1453 г. Византия была завоёвана турками-османами. Османские власти поддерживали греческую культуру лишь в той степени, которая была необходима для поддерживания культурно-политических связей с Европой. Естественно, что для греческого населения Османской Империи античная культура и древнегреческий язык стали воплощением национального духа, а потому их изучение продолжали оставаться основой образования. Устный вариант греческого языка многих не устраивал большим количеством заимствований из других европейских языков и из турецкого. Адамантиос Кораис в начале XIX в. создал язык, названный им чистый язык. Таким, по его представлению стал бы греческий язык в результате естественного развития, если бы на него не влияли другие языки.
После освобождения Греции от турецкого ига в 1821 г. чистый язы формально стала официальным языком, в то время как народный язык использовался в повседневном общении. Споры по поводу "правильности" использования того или иного варианта языка продолжались до 1976 г., когда народный язык был официально объявлен государственным языком Греческой Республики.
В 1983 году была проведена орфографическая реформа, которая исключила из употребления знаки придыхания на письме и упростила написание некоторых буквосочетаний. ОБРАЗОВАНИЕ В ГРЕЦИИ
Система образования в Греции централизована. Сферу культуры и науки курирует министерство образования. Образование на всех уровнях бесплатное. Учебная программа начальных школ рассчитана на шесть лет, после завершения начального образования учащиеся могут переходить к освоению программы трех- или шестилетнего обучения в гимназии. Существуют также средние школы со специализацией в области точных наук, финансов и торговли, профессионально-технического образования и др. В 1994 в средних школах страны обучались 844 тыс. учащихся и работали 58 тыс. учителей. Учителя начальных школ – это обычно выпускники двухлетних педагогических училищ, в средних школах преподают выпускники университетов. Кандидатуры всех учителей утверждаются министерством образования.
Старейшие университеты Греции – Афинский (основан в 1837) и Салоникский (основан в 1925). В 1960-е годы были основаны университеты в Патрах и Янине, а в 1970-е – в Комотини. В Афинах находятся также Афинский политехнический институт и ряд других высших учебных заведений, в том числе Высшая школа экономики и бизнеса и Школа политических наук. В начале 1990-х годов в стране было 17 высших учебных заведений, в том числе 6 университетов. В 1990-е годы система высшего образования пополнилась за счет отделений университетов на крупнейших островах. В высших учебных заведениях страны в середине 1990-х годов обучались почти 200 тыс. студентов. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ГРЕЦИИ
Культура Греции формировалась в V—IV вв. до н. э. Культура Греции стала одной из самых развитых систем древнего мира. Три важнейшие особенности придают ей исключительный характер: полнота, разнообразие и известная законченность составных частей культуры (литературы, искусства, философии); ее гуманистическая направленность; большой вклад греков в сокровищницу мировой культуры, создание шедевров, обогативших культурное творчество следующих поколений и прочно вошедших в жизнь народов Средиземноморья и Европы. Современная культура Греции, при всех устремлениях к новизне и оригинальности бережно сохраняет три традиции. Во-первых, античную. Получают государственную поддержку существующие музеи античной культуры и организуются новые. Так, вблизи Акрополя недавно создан Музей древнего сценического искусства: показывают маски, котурны, костюмы, читают тексты классической драматургии. В Греции сохранилось довольно много античных театров под открытым небом. В них, и не только в них, ставят древние трагедии и комедии - Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана. В школах изучаются античная мифология и литература, главным образом в переводе. Но в гимназиях, гуманитарных лицеях, в университетах изучают древнегреческий язык и классическую культуру весьма основательно. Классическая филология в Греции находится на достойном уровне. Древнее наследие культуры Греции - греческая литература охватывает поэзию, драму, философские и исторические трактаты, книги с описанием путешествий. Гомер (9-ое столетие до н.э), автор "Илиады" и "Одиссеи", был самым известным греческим автором древности. Первый в мире автор книги о путешествиях был Pausanias, который во 2-ом столетии до н.э написал "Путеводитель по Греции". Многочисленные издания этой книги теперь уже доступны и на английском языке. Sappho (который жил на остров Lesvos в 5-ом столетии до н.э) известен своей поэзией о любви, посвященной женщинам. В эти дни наиболее известен романист Никос Казантзакис - самый читаемый греческий автор. А классики современной Греции даже были награждены Нобелевской премией - это писатели Джордж Сеферис и Одиссеус Элитис.
Культура древней Греции Когда мы говорим о древней Греции как непрерывном культурном феномене, мы должны помнить о том, что, как и в любой культуре, представления людей о мире и его основах подвержены эволюции. Во времена расцвета греческих государств-полисов, когда в Афинах воцарилась демократия, представления греков о богах уже сильно разнились от тех сказочных, полунаивных представлений, какие были во времена Гомера. Это видно по тому, какие изменения претерпел образ Зевса - из громовержца, который ссорился с другими богами, был капризен и злоупотреблял своей силой они превратился в разумного правителя мира, где все совершается по его мудрым указаниям.
Наиболее наглядно перемены в греческой духовной культуре проявляются в отношениях дионисийского и аполлонического начал. Этот вопрос был детально проанализирован Фридрихом Ницше. По Ницше бог Дионис символизировал для греков самосознание человека, живущего в таинственном, чарующем, но и полном опасностей мире дикой природы.
Этот мир, в принципе непонятный для человека и хаотический, законом в нем является произвол богов, символизирующих силы природы. Однако не один лишь страх вызывал этот мир у греческого человека: для него было возможным и естественным растворение в этом хаосе, ощущение счастья принадлежности к этому мистическому миру. Орудие Диониса - опьянение ,не знающее преград,которое пробуждает душу от тягостного сна потока форм и влечет ее в чарующую область жизни, не знающую преград и подчинений. Именно подобного выхода за рамки собственной ограниченности и трепета перед магией мира добивались греки во время праздников, посвященных богу Дионису, из которых наиболее известными нам являются ежегодно проходившие мистерии в Элевсине. На этих празднествах грек постигал природу дионисийского мира в экстазе, уносящем душу на крыльях сладостного безумия во дворец Всепоглощающей Любви, понимавшейся, по-видимому, глубинной сущностью мироздания. Ницше полагает, чтозначение дионисийских оргий в искуплении мира и духовном просветлении, которое позволяет в иные дни не быть раздавленным ужасом мира. Мир Диониса - мир телесной символики, причем не ограниченной масками и строгостью ритуала, а всецело подчиняющей пляски, ритмизующей все тело участника, соединяющей его со всеми и растворяющей его во всем. Именно здесь Ницше видит истоки музыкальных гармоний, ритмов и динамики. Он также полагает, что в дионисийских мистериях лежат истоки великого искусства античной трагедии. "Неопровержимое предание утверждает, чтогреческая трагедия в своей древнейшей форме имела своей темой исключительно страдания Диониса и что в течении довольно продолжительного времени единственный сценический герой был именно Дионис".
Второе естество греческой культуры - гармонии порядка и соразмерности - заложено в аполлоническом начале. Его олицетворение - прекрасный образ молодого бога Аполлона, который настраивает людей на возвышенные чувства, ему принадлежит искусство, более всего - музыка и поэзия, его дар - вдохновение и талант. Аполлон - гений величавой гармонии. Из хаоса первозданного океана жизни он творит мироздание, выделяя части, придавая им форму, наполняя их смыслом, соразмерным с замыслом целостности. Это Мировой Художник и его творческая мощь придает миру гармонию в границах стойкости, порядка, устойчивости и покоя, торжествующему и непрерывному.
В отличие от вечно умирающего-возрождающегося Диониса Аполлон бессмертен и неизменен, ибо он - воплотившийся Дух, тогда как Дионис - стремящийся развоплотиться. Ницше полагает, что аполлоническое - это проявление инстинкта столь же древнего, как и тот, что проявляется в дионисийском, однако противоположной направленности: это стремление всему найти свое место означает прежде всего найти место в мире себе, обезопасить свою личность от дезинтеграции, согласившись на ограниченность, но при этом подчинить идее этой ограниченности весь мир.
Искусство Греции. В период турецкого господства искусство – помимо церковного и таких народных и прикладных его разновидностей, как резьба по дереву, ковка по металлу, гончарное искусство и вышивание, – практически не развивалось. После провозглашения независимости король Оттон I пригласил многих греческих художников на учебу в Мюнхен, где они испытали влияние германской художественной школы 19 в. Впоследствии греческие художники стажировались и в других странах Западной Европы, особенно во Франции. В итоге, несмотря на попытки сохранить в искусстве античные и византийские традиции, преобладающим оказалось влияние западноевропейских направлений.
Ведущее место среди живописцев современной Греции занимает Костис Партенис, именно он принес в Грецию идеи французского импрессионизма. Партенис, подобно многим другим греческим художникам, не останавливался на каком-либо одном стиле. Он прошел через увлечения экспрессионизмом, кубизмом и другими современными направлениями. В духе экспрессионизма творили видные греческие художники Георгос Бузианис и Никос Хадзикирьякос-Гикас. Кроме модернистов, в стране сложилась целая плеяда неореалистов, включая Янниса Царухиса и Д.Диамантопулоса. Другая значительная группа художников, среди которых выделяется Фотис Контоглу, успешно работала над возрождением традиций византийского искусства.
Современные греческие скульпторы тоже относятся к разным европейским направлениям, но остается значительная группа сторонников античных традиций. Из представителей неоклассической школы выделяется Костас Димитриадес, который воспитывался в духе французского натурализма. Среди тех, кто отошел от романтической школы, основанной Роденом, отметим А.Апартиса и М.Томбаса, работающих в разных современных направлениях. Абстрактное искусство представлено в кубистских скульптурах А.Апергиса.
Музыка и театр. В области музыкального искусства сохранилась старинная традиция, проявляющаяся в народных песнях. Эти песни подразделяются на танцевальные, семейные, траурные и героические, многие из них возникли в византийскую эпоху или еще раньше. На протяжении 19 и 20 вв. греческие композиторы, как и их соотечественники в литературе и искусстве, опирались на народные предания и античные сюжеты. Попытки создания национальной музыки были предприняты Манолисом Каломирисом (1883–1963), Э.Риадисом (1890–1935) и Георгиосом Пониридисом. Каломирис использовал темы из византийской церковной музыки и положил на музыку поэмы Паламаса и Сикелианоса. Пониридис создал многочисленные песни, часто на слова лирических стихотворений Кавафиса и других греческих поэтов. Современные тенденции выражены в сочинениях Деметриоса Скалкотаса (1905–1945) и Георгиоса Сикелианоса. Манос Хадзидакис – известный композитор, который часто вдохновлялся народными мелодиями. Афинская консерватория, с давних пор центр музыкальной культуры Греции, выпустила немало певцов и композиторов международного класса, включая композитора Д.Митропулоса (1896–1960) и оперную звезду Марию Каллас.
После возрождения театрального искусства в начале 20 в. в Греции произошел подъем драматургии. В 1930 был открыт Национальный театр, а затем образовался ряд других театров с постоянной труппой. Ежегодно в Афинах, Эпидавре и Додоне прямо в античных амфитеатрах проводятся фестивали театрального и музыкального искусства, на которых артистами Национального театра исполняются античные драмы.
Народное искусство. В небольших городах и на островах сохраняются вековые традиции кустарных ремесел. Изделия из золота и серебра производятся в Салониках, Афинах, на острове Керкира (Корфу) и в Янине; вышивка и кружева – на Ионических островах и островах Эгейского моря; Крит и Эпир славятся шерстяными одеялами и коврами ручной работы. Греция производит также резные деревянные, керамические и кованные металлические изделия.
Кино весьма популярно в Греции. Несколько греческих фильмов, среди которых Никогда по воскресеньям, получили награды на международных кинофестивалях. Среди греческих кинозвезд мировой известности достигла Мелина Меркури. Работавший во Франции кинорежиссер К.Коста-Гаврас получил премии за такие фильмы, как Z и Осадное положение. РЕЛИГИИ В ГРЕЦИИ
Почти все население страны принадлежит к греческой православной церкви. Согласно конституции, православное христианство является государственной религией. Свобода выбора вероисповедания гарантируется, но миссионерская деятельность других религиозных групп среди православных христиан запрещена. Среди последователей других религий мусульман – 230 тыс. (1990), католиков 58 тыс., протестантов 17 тыс. и иудеев 5 тыс. (преимущественно в Салониках). В 1943, до начала массового уничтожения евреев, их насчитывалось в Греции 75 тыс.
История греческой православной церкви Согласно истории Православия, первый, кто вошел в греческий мир, чтобы проповедовать Христианство, был Святой Павел в 49 г. нашей эры. Но реальным основателем Православия был император Константин Великий. Согласно истории, Константин был обращен в Христианство в 4-ом столетии после видения креста.
К 8-ому столетию, Римский папа и патриарх Константинополя начали спорить по многим вопросам, касающимся религии. Одно из многих различий во мнениях - это безбрачие духовенства (священники Рима должны соблюдать обет безбрачием, тогда как православный священник может жениться перед своим рукоположением). Также есть некоторые различия в пище во время поста или в формулировке некоторых молитв.
Споры и возражения между духовными руководителями Православия и Католицизма становились все более интенсивными, и в 1054 г. Патриарх и Римский папа окончательно разошлись друг с другом. Православная Церковь и Римско-Католическая Церковь - каждая из них встала на свой собственный путь развития: это разделение называют ересью. Сегодня, Православие - национальная религия Греции.
Греция и Православие близко связаны из-за исторического прошлого страны. Во время правления Оттоманской империи с 1453 до 1821 гг., Православная религия и ее священники были важными критериями для сохранения и определения греческой национальности. Православная Церковь совершила огромное усилие по сохранению греческого языка, культуры, традиций и Православной веры.
Религия Греции присутствует во многих различных аспектах греческого общества. Например, Православная Церковь присутствует в системе образования, и дети посещают обязательные религиозные курсы и молятся все вместе каждое утро перед занятиями. Православная Церковь также влияет на некоторые политические вопросы и каждый раз, когда принимается новое решение, которое не удовлетворяет Православных руководителей, это всегда сопровождаются неодобрениями со стороны представителей Церкви.
Греция все еще является глубоко религиозной христианской Православной страной, полной верований, традиций и религиозных правил.