В Германии культурная инфраструктура щедро финансируется из общественных фондов. В 1995 федеральные и земельные бюджеты выделили 1,5 млрд. долларов на финансирование музеев, 4,5 млрд. на поддержку театров и музыкальных учреждений, и 2,3 млрд. на поддержку других видов искусств, культурной и координационной деятельности.
Берлин, с его всемирно знаменитым оркестром Берлинской филармонии, новым Оперным театром и многочисленными менее крупными театрами, первоклассными музеями, стал крупнейшим культурным центром Германии.
Гамбург, Дюссельдорф, Гамбург и Мюнхен не уступают Берлину по той роли, которую они играют в культурной жизни Германии. На попечении западногерманских земельных и муниципальных властей находятся музеи, оркестры, театры, оперные труппы и библиотеки. В Германии в конце 1990-х годов имелось почти 600 театров драмы и комедии, множество оперных трупп, 141 профессиональный симфонический оркестр. В 1996 в ФРГ насчитывалось 12 727 библиотек и 4143 музеев.
Музыка. Германия имеет богатые музыкальные традиции. Это родина Баха и Генделя, Бетховена и Шуберта, Брамса и Вагнера. Государственную поддержку получают композиторы, музыкальные фестивали, наиболее известен Вагнеровский фестиваль, который проводится каждое лето в Байройте. Ежегодно организуются фестивали, посвященные Бетховену (в Бонне), Моцарту (в Вюрцбурге). Мировой известностью пользуются симфонии и оперы таких композиторов 20 в., как Карлхайнц Штокхаузен, Курт Вайль, Рихард Штраус, Пауль Хиндемит, Карл Орф, Удо и Бернд Циммерманы, Ханс-Вернер Хенце.
Почетное место среди лучших оркестров мира занимает Берлинский филармонический оркестр. Известностью пользуются и другие симфонические коллективы: Дрезденский филармонический, Бамбергский симфонический, Мюнхенский филармонический оркестры, оркестр Гевандхауса в Лейпциге. Международной славой пользовался Герберт фон Караян, руководитель Берлинского филармонического оркестра. Другой немецкий дирижер, Курт Мазур, с 1991 возглавляет Нью-Йоркский филармонический оркестр. Великолепными оперными театрами славятся Берлин и Дрезден, Мюнхен и Гамбург, Лейпциг и Штутгарт, Франкфурт и Байройт. Среди оперных певцов выделяются Дитрих Фишер-Дискау и Петер Шрайер. Следует отметить превосходную подготовку вокалистов в Германии и великолепные сценические воплощения опер даже в театрах небольших городов. Мировой известностью пользуются такие балетные труппы, как Штутгартский балет, основанный Джоном Кранко, Франкфуртский балет, руководимый Уильямом Форсайтом, Гамбургский балет (руководитель Джон Ноймейер) и Баварский национальный балет. Вуппертальский театр танца под руководством Пины Бауш стал одним из самых авторитетных немецких коллективов.
В 1997 в Германии насчитывалось 976 специальных музыкальных учебных заведений (866 тыс. учащихся и 35 тыс. преподавателей), 21 083 хоровых общества, объединявших 1,8 млн. певцов. Более 300 тыс. немцев являются профессиональными музыкантами.
Библиотеки. Практически в каждом немецком городе есть публичные библиотеки. В Германии нет своей главной библиотеки, как в США (Библиотека Конгресса) или Великобритании (Библиотека Британского музея), хотя Федеральный библиографический центр Немецкой библиотеки во Франкфурте-на-Майне получает экземпляр каждой книги, напечатанной в Германии после 1945 (общий фонд библиотеки 14 млн. томов). Среди других крупнейших в Германии книгохранилищ – Библиотека земли Бавария в Мюнхене, располагающая почти 4 млн. книг; Немецкая библиотека в Лейпциге, где хранится более 6 млн. книг, опубликованных на немецком языке в 20 в.; Государственная библиотека прусского культурного наследия в Берлине, в которой хранится около 4 млн. книг. Важное значение имеют и университетские библиотеки. Огромную ценность представляют также специальные собрания печатных книг и манускриптов из библиотек университетов Гёттингена, Кёльна, Фрайбурга, Гейдельберга, Мюнхена, Гамбурга и библиотеки Технического университета в Ганновере.
К наиболее важным архивным собраниям относятся Федеральный архив в Кобленце и Федеральный архив в Берлине. Ведущим среди всех германских литературных архивов является Архив Гёте и Шиллера в Веймаре, содержащий рукописи обоих выдающихся немецких поэтов, а также других немецких писателей.
Музеи. Наиболее важными музейными центрами являются Берлин, Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Мюнхен и Кёльн. Впечатляет Остров музеев в Берлине, где расположены четыре главных музея, на реконструкцию которых после объединения Германии было потрачено около 2 млрд. долларов: Старый музей, Национальная галерея, Пергамский музей и музей им. Боде. В Национальной галерее (построенной по проекту Людвига Мис ван дер Роэ) собрана великолепная коллекция искусства 18–20 в. В Пергамском музее хранятся знаменитый Пергамский алтарь и ворота богини Иштар из Вавилона. В Берлине также имеется Еврейский музей (открыт в 1999) и Египетский музей.
Много первоклассных музеев находится в Мюнхене. Среди них – Глиптотека (собрание античной пластики); Баварский национальный музей, славящийся своей коллекцией средневекового искусства; Старая и Новая Пинакотека, знаменитые собраниями картин старых мастеров; галерея Ленбаххаус – коллекция работ художников объединения «Синий всадник»; Дом искусства, специализирующийся на экспозиции современного немецкого искусства; Немецкий музей – один из крупнейших естественнонаучных и политехнических музеев мира. В Кёльне имеются Римско-германский музей, художественные музеи Людвига и Вальрафа-Рихарца, известная коллекция античного и средневекового искусства в музее Шнютгена. Большую ценность представляют собой также Дрезденская картинная галерея и прежде всего представленные в ней собрания нидерландской, французской и итальянской живописи; Германский национальный музей в Нюрнберге с его уникальной экспозицией произведений средневековой живописи и прикладного искусства; Музей естественной истории во Франкфурте-на-Майне; а также художественные собрания в Веймаре. В 1999 в Веймаре открыт Новый музей с собранием произведений современного искусства из различных стран. Федерация немецких музеев в Дрездене располагает центральным архивом музеев в Германии.
Изобразительное искусство и архитектура. В 1920-е годы Германия шла в авангарде развития современной живописи, скульптуры, архитектуры и киноискусства. После прихода Гитлера к власти в 1933 многие современные архитекторы и художники были вынуждены эмигрировать. За годы изгнания, живя за рубежом, они немало способствовали развитию космополитического стиля в современном искусстве и архитектуре. И хотя этот стиль весьма охотно был принят и прижился в Западной Германии после Второй мировой войны, лишь немногие немецкие архитекторы или художники, как из ФРГ, так и из ГДР, приобрели широкую международную известность. Наиболее заметной фигурой в немецком изобразительном искусстве стал в этот период Ансельм Кифер. Среди других немецких художников выделяются А.Р.Пенк, Ульрих Рюкрим, Йорг Иммендорф, Ребекка Хорн, Герхард Рихтер, Георг Базелиц, Маркус Люперц и Зигмар Польке.
Кино. Ни ГДР, ни ФРГ не были в состоянии создать конкурентоспособную коммерческую кинопромышленность, несмотря на щедрую финансовую поддержку. В ГДР в 1960–1970-е годы появилось несколько талантливых молодых режиссеров, среди них Конрад Вольф и Франк Байер. Их последователями стали Райнер Симон и Хайнер Каров, очень популярные среди предпочитающих серьезный кинематограф зрителей. В Западной Германии группа режиссеров примерно того же поколения – Александр Клюге, Вернер Райнер Фасбиндер, Хельке Зандер, Хельга Зандерс-Брам, Фолькер Шлёндорф и Маргарет фон Тротта – создавали высокохудожественные фильмы, но не смогли добиться интереса со стороны массовой аудитории. Ведущими мастерами документального кино стали Хельке Райдемайстер и Юта Брюкнер из Западного Берлина; их работы были удостоены многих престижных премий. В 1996 в Германии было 4035 кинотеатров, которые посетили 125 млн. зрителей. РЕЛИГИИ В ГЕРМАНИИ
Свобода совести и свобода вероисповедания гарантирована германской конституцией.
Доминирующей религией в стране является христианство, представленное протестантизмом, которого придерживается около 34% верующих (в основном лютеране, евангелики или реформаты), и Римско-католической церковью, приверженцами которой себя считают около 33% верующих объединенной Германии. Церковь в ФРГ отделена от государства, хотя государство и собирает специальный добровольный налог на поддержку церкви. Со времен Реформации и Контрреформации 16–17 вв. север и восток Германии стали преимущественно протестантскими регионами, хотя и с сохранившимся важным анклавом католицизма в Вестфалии вокруг Мюнстера. Рейнская область и Южная Германия остались в основном католическими, но и здесь возникли отдельные ареалы протестантизма, как, например, в Вюртемберге. Приток на запад миллионов беженцев протестантского вероисповедания после 1945 привел к крупным изменениям в конфессиональном составе населения многих районов. С расколом страны в 1945 в Западной Германии протестанты стали составлять 48%, а католики – 46%. С социальной и политической точки зрения, католицизм приобрел в ФРГ большее значение и влияние, чем он имел на протяжении 300 предшествующих лет.
Лишь 40% восточных немцев в 1990 придерживались какого-либо вероисповедания, большинство из них были протестантами. В последние годы существования ГДР протестантские общины являлись легальным и безопасным «убежищем» для инакомыслящих, они сыграли важную роль в оппозиции коммунистическому режиму.
Свобода вероисповедания закреплена в Основном законе объединенной Германии как одно из основополагающих прав человека. Все религиозные меньшинства имеют право устанавливать и обустраивать места отправления культа и создавать первичные общины.
Часть верующих составляют мусульмане (около 3,2 млн или 3,8 %), свидетели Иеговы (около 164 000 или 0,2 %) и члены иудейских общин (около 100 000 или 0,12 %). Около 31 % немецкого населения, преимущественно на территории бывшей ГДР, атеисты (там 70 %).
Германия была обращена в христианство во времена франков. Крестителем Германии считается святой Бонифаций, бывший епископом Майнца и обративший в христианство значительную часть современной Германии (претерпел мученическую смерть от язычников в 754 году). В начале XVI века в Германии и Швейцарии началась реформация церкви, в основе которой лежали учения Ульриха Цвингли (Ulrich Zwingli) и Мартина Лютера (Martin Luther). В результате реформации и религиозных войн, сопровождавших её (главной из которых была Тридцатилетняя война 1618—1648 гг.), Германия разделилась на католические и протестантские (лютеранские) регионы. Главным принципом, закрепленном в Вестфальском мирном договоре 1648 г., стал принцип «cuius regio euius religio» («чья власть, того и вера»), то есть подданные того или иного феодала были обязаны принимать его веру: католическую или протестантскую.